Изменения в ОСАГО: каким будет оформление аварий по европротоколу?

Изменения правил ОСАГО обсуждают в Госдуме. Депутаты хотят расширить применение европротокола — в частности, вдвое увеличить лимит страховых выплат и использовать для регистрации аварии технические средства. Как к этой идее относятся водители и эксперты, и почему страховщики предрекают новую волну мошенничества?

Изменения правил ОСАГО обсуждают в Госдуме. Депутаты хотят расширить применение европротокола — в частности, вдвое увеличить лимит страховых выплат и использовать для регистрации аварии технические средства. Как к этой идее относятся водители и эксперты, и почему страховщики предрекают новую волну мошенничества?

ДТП на Нижней Масловке вполне стандартное — в мегаполисе встретились два одиночества и теперь не могут расстаться, так как вызвали гаи и его ожидают. Итог — пробка и потерянное время. О европротоколе слышали, но сейчас решили все-таки дождаться инспектора.

— На своей личной машине пользовался, а сейчас начальство сказало вызвать.
— Виноват он, да?
— Ну, вообще-то я.

Подобных аварий в день происходит сотни, и подробности оформления этой встречи в ближайшее время могут несколько измениться. Поправки к закону об ОСАГО привнесут в процесс ряд новшеств, главное из которых — поднятие планки так называемого оформления по европротоколу с нынешних 50 до 100 тысяч рублей. Ограничения остаются: при аварии не нанесен вред жизни и здоровью участников, пешеходов или пассажиров, и в происшествии участвуют только два автомобиля.

"Что такое 50 тысяч рублей? Это фара, может быть, крыло, а может быть и меньше. Это может быть бампер — и всё. Эта сумма маленькая, и тем более в случае аварии не всегда понятно, что повреждено — может, там внутренние повреждения есть серьезные", — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.

В профессиональном объединении страховых организаций уже заявили, что в целом на изменения согласились бы, если б не другие нововведения, которые идут с повышением выплат одним пакетом.

"Я, конечно, не буду описывать возможные схемы, которые мы продумываем с нашими безопасниками, но, к сожалению, возможности для мошеннических действий здесь расширяются. В настоящее время средняя сумма выплаты по ОСАГО, конечно, превысила эти 50 тысяч, это известный факт. И если бы только одна эта мера, мы бы ее поддержали", — говорит начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков Андрей Маклецов.

Про так называемых автоюристов мы рассказывали не раз — это досконально знающие закон профессионалы, скупающие по дешевке у водителей право требования на возмещение убытков. Страховые компании выплачивают миллионы непонятно кому, в то время как реальные участники ДТП довольствуются лишь крохами.

Но главное — в нынешней редакции закона не потребуется согласия участников ДТП между собой в оценках того, кто виноват и, как говорится, что делать. Как это будет работать, пока непонятно, до сих пор большинство водителей по старинке предпочитают вызвать ГАИ. Но в будущем подобные меры должны стимулировать водителей пытаться разобраться на месте и самостоятельно.

"Количество желающих оформить европротокол будет больше. Сейчас это примерно 30 процентов, в каких-то регионах до 50. Может быть, будет больше — а это значит, не будет пробок из-за мелких аварий", — говорит Игорь Моржаретто.

Третье нововведение — это использование технических средств регистрации аварии, таких, где данные нельзя корректировать. Например, мобильного приложения РСА. Но сегодня депутаты рассматривают законопроект в первом чтении, и каким он будет принят в итоге, пока предполагать рано.