Тайны московских переходов: о городе под землей мало кто знает

В Москве начался капитальный ремонт 14 подземных переходов. Там снимут старую плитку, заменят светильники и сделают удобные спуски для инвалидов. Как изменился облик пешеходных тоннелей за несколько десятилетий?

В Москве начался капитальный ремонт 14 подземных переходов. Большинство из них расположены рядом со станциями метро, например, на "Белорусской", "Кропоткинской" и "Лубянке". Там снимут старую плитку, заменят светильники и сделают удобные спуски для инвалидов. Как изменился облик пешеходных тоннелей за несколько десятилетий?

Первый во всем Союзе подземный переход появился еще до войны в 1935 году в Москве, прямо под Садовым кольцом. Не многие это знают, но переход задумывали как южный вестибюль станции метро "Смоленская". После расширения Садового кольца вестибюль оказался по центру магистрали, его снесли. А коридор, ведущий в этот вестибюль, долгое время был "путем в никуда".

"На станции метро "Смоленская" вы можете найти мостик, который никуда не ведет. Здесь были двери, по которым можем попасть в метрополитен", — рассказывает Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ.

Полноценным переходом он стал лишь в конце 50-х годов. В столице стало больше транспорта, подземные переходы открывались один за одним: на Театральной площади у "Детского мира", на Охотном ряду, рядом с Музеем Москвы под Калужской площадью — все это первые подземные переходы столицы. А пешеходный переход рядом с метро "Маяковская" — первый из тех, что были открыты официально. В торжественной церемонии участвовал Никита Хрущев. После этого переходы стали строить один за одним. В 60-е годы переходами решено обложить правительственную трассу в районе Арбата.

"Вопрос стоял так: либо делать переходы над дорогой, либо закапывать под землю. Над дорогой строить не стали — может снайпер стоять или что-то в этом духе", — вспоминает москвовед Станислав Симонов.

Старые переходы похожи на город под землей. Некоторые снабжены туалетами, например, переходы на "Маяковской" и "Смоленской". Здесь есть подземные ходы и огромное количество служебных помещений. Это большая система тоннелей, о которой москвичи почти ничего не знают.

"Зайдя в какую-нибудь комнату в какой-нибудь подземный переход, можно выйти на Cмоленке", — объясняет москвовед Станислав Симонов.

- Здесь написано: белокаменная стена. Она была построена во времена Ивана Грозного. Внутри в переходе ты вдруг в это средневековье попадаешь — это удивительно просто.

А самый древний переход в столице находится в районе Китай-Города. Возвели его на месте Китайгородской стены, а конкретно — Варварской башни. Длина Китайгородской стены 2 600 метров. 700 из них — это стена построенного в 80-е годы пешеходного перехода.

"Примыкает эта стена к Кремлевской стене — то есть защищает от врагов", — говорит Людмила Письменская, жительница Москвы.

Кстати, это место встречи, и его изменить нельзя. Коренная москвичка всегда назначает свидание здесь — у таблички. Нас она тоже ждала в этом самом переходе. Из мест встречи переходы превратились в целые торговые ярмарки. И купить здесь теперь можно не только цветы перед свиданием.

В ближайшее время появится еще около 30 новых переходов. Их возводят по новым технологиям из нержавеющей стали и поликарбоната с особым экономичным режимом освещения.

Пешеходные переходы теперь и часть культурной жизни столицы: выставки, театральные представления и концерты тоже проходят под землей.