Переговоры с США: КНДР помнит о судьбе Каддафи

Какие сигналы Дональду Трампу отправил из Пхеньяна Сергей Лавров?

Какие сигналы Дональду Трампу отправил из Пхеньяна Сергей Лавров?

31 мая. Год 107-й по календарю чучхе. На улицах почти трехмиллионного Пхеньяна немноголюдно. В разгаре — посевная пора. Правительственный кортеж проносится мимо заливных рисовых полей и железнодорожных переездов. Прямиком из аэропорта в самый центр Пхеньяна. Под Триумфальной аркой, мимо площади Ким Ир Сена, которую весь мир привык видеть в день военных парадов, и мимо знаменитого памятника Чхоллима — можно перевести как "лошадь, пролетающая тысячу ли". Аллегория стремительного развития полуострова. Кто именно едет в кортеже, корейцы узнают на следующий день из выпуска новостей.

Объявление о корейско-российском саммите в эфире государственного телевидения КНДР — уже фактически подтверждение: Ким Чен Ын к такой встрече готов. Но как, где и когда? Возможно, это и приехал обсуждать Сергей Лавров.

Сразу после аэропорта — к одному из самых знаковых мест Пхеньяна, монументу Ким Ир Сену и Ким Чен Ыру. Посещение этого памятника — непременный пункт официальной программы всех визитов. Возлагая венок, Лавров слегка наклоняет голову, хотя по протоколу, по статусу делать этого не обязан. И фигуры вождей и стоящие по сторонам памятники воинам могут напомнить советские. Но главное — как обычно — в деталях. На женщинах-партизанах — корейское национальное платье. Над всей композицией — серп, молот и кисть. Символ союза крестьянства, рабочего класса и интеллигенции.

Эти устои северокорейского общества неприкосновенны, как и идеология чучхе: везде и во всем опора только на собственные силы. Но тесных связей с соседями это не отменяет.

"Мы всегда готовы вести с российской стороной переговоры и глубокий обмен мнениями. Рассчитываем на дальнейшее укрепление и расширение дружественных отношений и сотрудничества с Россией", — заявил Ким Чен Ын, председатель Государственного совета КНДР.

К приему главы российского МИД готовились заранее. Из-за двери осторожно выглядывает Ким Ё Чжон, сестра северокорейского лидера. Традиционно — в сером. Именно она несколько месяцев назад ездила договариваться о межкорейском саммите. Теперь в резиденции в Пхеньяне почти незаметно раздает указания перед приездом Лаврова. Сам Ким Чен Ын ждет у входа. За 7 лет у власти это его первая встреча с высокопоставленным лицом из России.

За ходом этой встречи внимательно следили и на Корейском полуострове, и в России, и за океаном. Дональд Трамп уже заявил, что ему эти переговоры не понравились. Но что конкретно так не понравилось американскому лидеру? Сам факт приезда Лаврова? Намерение Ким Чен Ына встретиться с Путиным или заявление, которое сделал корейский лидер перед камерами во время открытой части переговоров?

"Я высоко ценю, что Путин противостоит гегемонии США. И мы всегда готовы вести переговоры с российской стороной по этому поводу", — подчеркнул Ким Чен Ын.

Символичен и подарок Сергея Лаврова, точнее комментарий, который добавил российский министр. Он подарил лидеру КНДР шкатулку. "Там есть ключик, чтобы запирать ваши секретные вещи", — сказал Лавров.

Впрочем, секретов на Корейском полуострове все меньше. КНДР взрывает единственный в стране ядерный полигон и заявляет, что готова отказаться от ядерной программы. Конечно, если будут гарантии безопасности. Но какие именно? Это, как предполагают, лидер КНДР может обсудить уже в Сингапуре на встрече с Дональдом Трампом.

"Мы будем готовы выступать за те конкретные договоренности, которые будут отвечать интересам всех вовлеченных сторон, в том числе и КНДР. Насколько гарантии, которые могут быть удовлетворительными для Пхеньяна, будут предоставлены, я сейчас гадать не могу. Какие гарантии будут сочтены достаточными, решать руководству Северной Кореи", — отметил глава российского МИД.

В свое время именно СССР гарантировал независимость КНДР. Советские войска освобождали Север в годы Второй мировой. В 1948-м Советский Союз первым признал новое государство со столицей в Пхеньяне. Об этом в КНДР, разумеется, помнят.

В центре столицы на холме возвышается мемориал советским воинам. Считается, что чертежи монумента делал сам Ким Ир Сен. На вершине — красная звезда, внизу — надписи на корейском и русском. В основании — 509 блоков — это дата победы. Пятый месяц, 9-е число. Самый тяжелый из блоков весит 45 тонн.

К монументу в июле 2000 года возлагал венки Владимир Путин. Тогда, после упадка наших связей в 90-х, этот визит открыл новую страницу в истории двусторонних отношений. Сейчас реформы, разумеется, внешнеполитические, инициирует уже сам Пхеньян.

В КНДР хорошо помнят и знают и судьбу Каддафи и отношение США к международным договорам. Сам факт наличия у КНДР ядерной программы, конечно, противоречит резолюциям Совбеза ООН, но что сейчас потребовать взамен и что, кроме ракет с ядерными боеголовками, сможет теоретически гарантировать безопасность режима?