Печальная новость из Одессы: Кира Муратова навсегда простилась со своим зрителем

Из Одессы пришла печальная новость. Не стало Киры Муратовой. Режиссера, сценариста, актрисы. Ее картины обладали удивительной магией, а ее уникальная узнаваемая режиссерская манера стала олицетворением интеллектуального кино, которое понимали не все.

Из Одессы пришла печальная новость. Не стало Киры Муратовой. Режиссера, сценариста, актрисы. Ее картины обладали удивительной магией, а ее уникальная узнаваемая режиссерская манера стала олицетворением интеллектуального кино, которое понимали не все. Фильм "Короткие встречи" с Владимиром Высоцким шел в ограниченном показе, а "Долгие проводы" 16 лет пролежали на полке. У Муратовой был особый взгляд на мир и особый образ мышления.

На Одесской киностудии сегодня тишина. Киры Муратовой, которая сняла здесь почти все свои фильмы, не стало ночью 7 июня.

Ясный пронзительный взгляд. Такой, что один смог вдохновить Олега Каравайчука, написать музыку к "Коротким встречам". В своем дебютном фильме Кира Муратова не только режиссер и сценарист, она еще и сама играет главную роль. В истории о любовном треугольнике ее партнерами стали Нина Русланова, впервые дебютировавшая на экране, и Владимир Высоцкий.

- Ты знаешь, Тихомиров умер.

- Страшно, аж жуть.

Муратова уже за кадром продолжила исследовать семейную драму. "Долгие проводы" — о кризисе, который психологи годы спустя назовут "синдромом пустого гнезда". Мать не может принять взросление сына.

"Невероятно трогательный, точный, четкий минималистичный фильм. Фильм, который для меня остается камертоном того, какой должна быть режиссура", — говорит о картине глава жюри фестиваля "Кинотавр" режиссер Алексей Попогребский.

К своему зрителю у "Долгих проводов" оказался долгий путь. Цензура не одобрила художественного взгляда Муратовой, ее почти фантастических декораций. 12 лет на Украине она была отлучена от кинематографа. Фильм вышел на экран только после перестройки.

"Долгие проводы" были впервые вынуты с полки и были названы прекрасным фильмом", — вспоминала Кира Муратова.

В центре ее картин — герои на грани безумия, а вокруг них не менее безумный мир, снятый с необычных ракурсов, преломленный через множество зеркал. Авторский почерк во всем — вплоть до подбора актеров в эпизодах. О фильме "Астенический синдром", в котором снялась Ольга Антонова, уже напрямую говорили как об авторском, арт-хаусном кино.

"Всюду, где больше условностей, больше и искусства", — считала Кира Муратова.

Кира Муратова предпочитала актеров, умеющих играть отстраненно. Для большого зрителя она открыла Ренату Литвинову. И сделала ее своей музой.

"Артисткой я стала только из-за Киры Георгиевны, которая для меня была ах!" – подчеркивала актриса, режиссер, сценарист Рената Литвинова.

Любимым актером Муратова называла Юрия Шлыкова. Он снялся в шести ее фильмах.

"Вечное возвращение" — творческий эксперимент Муратовой, который она сама называла прощанием со зрителем. Диалог двух одноклассников повторяется в картине десятки раз, как на кинопробах разыгран разными актерами. И у каждой пары он звучит по-своему.

"И это бесконечное повторение одного и то же текста — это замечательное открытие. Что тут говорить, мы потеряли выдающегося человека", — сожалеет режиссер Владимир Хотиненко.

Последние годы Кира Муратова жила в Одессе. Прощание с режиссером пройдет на Украине.