Ледокол "Ямал" с полярниками на борту берет новый курс

Ледокол "Ямал" с полярниками на борту берет новый курс

Атомный ледокол "Ямал" готов к отплытию. Полярную станцию "Северный полюс - 36" уже погрузили на борт. Теперь судно возьмет курс на восток Арктики - там на заранее выбранную льдину высадят следующую экспедицию. Россия по-прежнему останется единственной страной, у которой есть дрейфующая станция в Арктике.

Полярная станция "СП-36" снята с льдины. Груз размещен на палубе ледокола "Ямал". Теперь он отправляется в плавание через Северный Полюс, чтобы высадить следующую экспедицию – станцию "СП-37". Тем самым Россия вновь подтвердит – она единственная страна, у которой есть дрейфующая станция в Арктике. Зачем государству тратить миллионы рублей ради 16 человек на льдине?

Экспедиция грузила станцию на ледокол днем и ночью, которую от дня в полярных широтах не отличишь. Вот так выглядит собранный домик. Компактно - это очень важно. На корабле мало места, а груза - 150 тонн.

Метеомачта является символом станции, когда станцию открывают, ее устанавливают, когда закрывают – снимают и мачту. Результаты исследований с этой мачты переезжают на корабль первыми. Главное - не повредить ценную информацию. Ее с большим трудом в сложнейших условиях собирали целый год.
Редкие кадры – полярники сами снимали себя и свою работу на видеокамеру. Вот, например, топят зонд. На глубинах в несколько тысяч метров он берет пробы воды. Ученые изучают ее состав, фауну и даже изменение подводных течений.

Так видят станцию немногочисленные арктические птицы. Беспилотный самолет рассматривает ландшафт и состояние воздуха. И в день – десятки подобных исследований - от самочувствия верхних слоев атмосферы до изучения радиации и проб со дна Ледовитого океана.

"Никто не предполагал, что процессы потепления в Арктике будут носить такой разрушительный характер и для льда", - говорит Владимир Соколов, начальник экспедиции.

В целом на Арктику у России далеко идущие планы. Там, подо льдом, на шельфе, огромные запасы полезных ископаемых. Нефть, газ – не только доход, но и почва для дальнейших исследований, и работа для уникального ледокольного флота.

"В далекие времена караваны были очень большие – можно было проводить и по 12-13 судов. В настоящее время – 1-2 судна", - рассказывает Олег Крудышев, старший помощник капитана.

В итоге – три дня безостановочной работы и не грузовой ледокол разнообразил вид палуб сотнями бочек, деталями домиков и оборудованием. Весь скарб поплывет через Северный полюс к точке, где будет новая станция "СП-37". Точные координаты не известны – льдину для экспедиции пока не выбрали.

Зато тот лед, что за бортом, используют во всю. Ученые в него стреляют, измеряя температуру. Для опытов приспособили и сам корабль. Одним словом – научный состав, не доплыв еще до места будущей экспедиции, предпочитает не терять время, как это было с 91-го года – тогда 12 лет в Арктике не работало ни одной дрейфующей станции.

"Наука так устроена, что в ней нельзя останавливаться. Я - оптимист и надеюсь, что ущерб не был фатален", - объясняет Илья Ягубов, начальник отдела полярных и морских работ Росгидромета.

Европейский Союз и США тратят на арктические программы по миллиарду долларов в год. Россия в двадцать раз меньше. Но, несмотря на кризис, у страны будет новая станция. Опять единственная в Арктике. При этом именно российские исследования считаются наиболее ценными. Потому что никакой спутник не заменит людей, по-прежнему работающих не только за зарплату или романтику, а потому что больше некому.

"Наши торосы любимые. Напоминают мне Кавказ. Нашу природу", - мечтательно говорит Галлий Кумышев, механик станции "СП-36".

Корреспондент канала "Вести" Антон Борисов - единственный журналист, который участвует в экспедиции на ледоколе "Ямал". После возвращения из Арктики своими впечатлениями от путешествия он поделится в документальном фильме, который можно будет увидеть в эфире нашего канала.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере