Совет Федерации против Google и Facebook: сенаторы осудили вмешательство IT-гигантов в российские выборы

В Совете Федерации обсудили итоги прошедшей избирательной кампании. Конкретно – говорили о нарушениях со стороны Google и Facebook (запрещена в РФ). И поисковик, и соцсеть, вопреки предупреждениям Роспотребнадзора не размещать политическую рекламу в день тишины и в день выборов, всё-таки это сделали.

В Совете Федерации обсудили итоги прошедшей избирательной кампании. Конкретно — говорили о нарушениях со стороны Google и Facebook (запрещена в РФ). И поисковик, и соцсеть, вопреки предупреждениям Роспотребнадзора не размещать политическую рекламу в день тишины и в день выборов, всё-таки это сделали.

Крупнейшие американские интернет-корпорации, IT-гиганты Google и Facebook, в России представлены давно, а потому не знать о запрете на любую агитацию в день тишины накануне и непосредственно в сам день выборов просто не могли, однако размещали политизированную рекламу с критикой кандидатов, действующей власти и даже прямыми указаниями на то, за кого необходимо отдать голос.

"Российское избирательное право запрещает любое иностранное участие в любой форме, за исключением только одного — иностранных наблюдателей, которые на законном основании находятся на территории РФ. Тотальный запрет! Мало того, это же самое законодательство запрещает любую политическую организацию в день тишины и в день голосования! Вот два этих нормативных акта носят абсолютно ясный и четкий характер, и они не могут трактоваться как-то ещё", — заявил Андрей Климов, председатель Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ.

Удалять сомнительные публикации корпорации не стали даже невзирая на то, что получали предупреждение о необходимости исключить предоставление в эти дни любых рекламных инструментов, которые могли быть использованы для распространения предвыборной агитации, переложив ответственность на самих заказчиков. Тем временем, на любой — даже нейтральный — запрос, связанный с Единым днём голосования, американский поисковик исправно выводил в топ рекламу политической направленности.

"Результаты мониторинга показали, что ряд рекламных инструментов компаний Google и Facebook был использован в РФ для распространения политической рекламы. То есть, такие инструменты в этот период этими компаниями предоставлялись. При этом сервисы, которые принадлежат компаниям Google и Facebook, рассчитаны на российскую аудиторию. Компании осуществляют свою деятельность на территории РФ. Соответственно, механизм предоставления любого рода рекламных инструментов для целенаправленной агитации и размещения политической рекламы в установленные периоды выборного законодательства должен также соответствовать национальному законодательству и быть прозрачным", — пояснил Вадим Субботин, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На этом масштабном информационном фронте, направленном на формирование общественного мнения о смене власти, вместе с интернет-платформами выступили и зарубежные СМИ, и иностранные общественные организации. Названия их в России хорошо известны, действуют они не первый год и уже находятся в списке нежелательных.

"Мы в очередной раз стали свидетелями того, как западные СМИ, финансируемые из госбюджетных средств США, Германии, Великобритании и Канады, применяли целый набор нечистоплотных методов информационного воздействия в отношении наших граждан. Снова звучало ангажированное мнение, заряженное на негатив, искажающая действительность подача внутриполитических событий в России. Использовались манипуляции информацией и подмена понятий", — считает Илья Тимохов, исполняющий обязанности заместителя директора Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ.

Генпрокуратура РФ уже проверяет информацию о вмешательстве сотрудников ряда зарубежных дипведомств во внутренние дела России. У Комиссии по защите государственного суверенитета есть все основания полагать, что и СМИ, и общественные организации, и интернет-платформы действуют, исходя из спущенных сверху указаний определённых иностранных структур.

Огульные крики прозападных контор о якобы свозе бюджетников на избирательные участки, прямом подкупе избирателей и жутких нарушениях в УИКах, не умолкают. Информационная агрессия в адрес российского электорального цикла не отличается разнообразием и весьма заурядна. На самих выборах она не отразились, ЦИК признал их состоявшимися.

На заседании комиссии прозвучало: со стороны Google и Facebook поступают однозначные сигналы о желании урегулировать возникшую ситуацию. Быть может, следующее заседание произойдёт уже с участием представителей этих корпораций. Но пока

это лишь предположения и разговоры, что же до фактов, то специальный доклад по всем доказанным случаям вмешательства извне во внутренние дела страны будет подготовлен сенаторами до конца ноября.