Россия отказалась вернуть Польше картины, вывезенные в СССР во время войны

Россия отказалась вернуть Польше картины, вывезенные в СССР во время войны

Произведения искусства, которые требуют вернуть власти Польши, — достояние России, они останутся в нашей стране. Такое заявление сделали в Министерстве культуры Российской Федерации. О чем спор?

Доказательств утраты произведений искусства по-прежнему нет, да и список картин довольно расплывчат. Польский МИД пока только намекнул России, что полотна, вывезенные с оккупированных фашистской Германией территорий на территорию СССР, пришло время вернуть. Время настало как раз тогда, когда в Европе стали активно переписывать итоги Второй мировой войны.

"Это не просто передел предметов искусства в масштабах мира, это передел послевоенного устройства мира", — отмечает руководитель департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

Для Интернета провокация подойдет, но, если посмотреть официально, ничего не принадлежало Польше. Это основание ничего Польше не передавать.

В списках значатся – немец Ганс Гольбейн, живописец из Нидерландов Питер Брейгель, немецкий художник Антуан Пэн, еще немец Лукас Кранах — старший и поляк, правда, немецкого происхождения Даниэль Шульц. "Девочка с голубем" Антуана Пэна много лет числится в частной коллекции, а "Мадонну Глоговскую" советские солдаты буквально спасли от уничтожения фашистами.

"Мадонна уникальна тем, что изображена без нимба. И у младенца нимба тоже нет. Она находилась в Глоговской церкви. В войну была спасена от немцев и вывезена в Советский Союз", — рассказывает искусствовед Сергей Заграевский.

При этом деталей и обстоятельств пропажи большинства картин (взять тот же "Лесной пейзаж" Брейгеля-старшего) с территории Польши не так много. По крайней мере, для претензий на уровне министерства иностранных дел точно недостаточно.

"Лесной пейзаж" Брейгеля — хорошая вещь. Нужно выяснять, как она исчезла, как попала на территорию России. Такие спешные заявления точно должны решаться на уровне межгосударственных музейных комиссий", — комментирует ситуацию искусствовед Сергей Подстаницкий.

Даже если не брать во внимание судьбу всех картин, главный аргумент России (если в данном случае вообще нужны аргументы): все полотна — это так называемые перемещенные культурные ценности, то есть вывезенные красноармейцами в компенсацию за ущерб, нанесенный немецкими войсками. Вывезенные уже после победы над фашизмом. Правда, победу эту сами поляки все активнее пытаются переписать или, что хуже, забыть.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере