Мурашко: главное – вовремя обратиться к врачу

Минздрав России надеется, что к лету ситуация с распространением коронавируса в стране начнет спадать, а дальше все будет зависеть от того, какие методы лечения появятся. Сегодня выявлять его у пациентов должны уметь не только инфекционисты, но и специалисты самых разных профилей.

Минздрав России надеется, что к лету ситуация с распространением коронавируса в стране начнет спадать, а дальше все будет зависеть от того, какие методы лечения появятся. Сегодня выявлять его у пациентов должны уметь не только инфекционисты, но и специалисты самых разных профилей. В связи с этим за последние 2 месяца 1 миллион 200 тысяч медицинских работников прошли специальное обучение.

О текущей ситуации в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.

- Начнем с актуальной информации на сегодняшний день: сколько заболевших и как сегодня Россия справляется с этим?

- На сегодняшний день создан специальный федеральный консультативный центр и все тяжелые пациенты ставятся на учет в этот центр и консультируются специалистами самого высокого уровня. На сегодня таких пациентов более 700. Они наблюдаются и требуют повышенного внимания в реанимации. Мы видим, что те меры, которые принимаются по размещению, по самоизоляции, они эффективны. И в Москве, в том числе. Мы видим, что рост интенсивности распространения, и что очень важно еще и поступление тяжелых больных также на сегодняшний день – приостановлены. У тех пациентов, которые своевременно обращаются и рано начали лечение, исходы и прогнозы значительно лучше, чем у тех, которые самостоятельно принимали лекарственные препараты и просто ждали, что завтра станет чуть получше. Особенность течения этого заболевания в том, что оно вдруг сильно ускоряется во времени и главное, чтобы пациент успел обратиться тогда, когда нужно. В этом случае, исход значительно лучше.

- Если говорить об опыте России в борьбе с коронавирусом, чем мы сегодня можем поделиться с другими странами, чем мы уже делимся?

- На сегодня очень активно изучается российский опыт. Мы видим, это по публикациям, мы видим, что действительно существует большое количество позитивных отзывов в прессе зарубежной, поэтому я думаю, тот путь, который у нас сегодня за спиной, это уже история, это мероприятия ограничительные, профилактика завоза инфекции. Мероприятия, которые позволяют предотвратить быстрое распространение, все это очень активно обсуждается. Потому что опыт всегда полезен и интересен.

- Что другие страны могут взять на вооружение для себя из нашего, российского опыта?

- Российская система здравоохранения исторически была устроена несколько по-другому принципу, и в свое время ВОЗ признала ее одной из лучших. Это еще с советского периода система. Она имела преимущества в том, что амбулаторно-поликлиническое звено и стационарная часть очень взаимоувязаны между собой, это многопрофильные и поликлиники, и стационары, которые позволяют фактически любого пациента с любой патологией маршрутизировать и находить ему того специалиста, для этого конкретного пациента нужен.

Конечно, доступность и управление большими объемами граждан, обращающихся за медицинской помощью, это тонкость и мастерство, которое нужно еще оттачивать в перспективе. Но российская система имеет хорошую базу для диагностики и хорошую базу коечного фонда, достаточно приличную, почему сегодня и так широко обсуждаются и дополнительные койки, разворачиваются, перепрофилируются и так далее. В свое время была критика, что у нас какая-то избыточная коечная мощность, что надо сокращать стационарную часть, что нужно переходить в другой формат лечения. Но на сегодня это нам позволяет чувствовать себя более спокойно в плане наличия стационарной составляющей медицинских организаций.

- Если говорить о медицинском персонале, нам сказали, что на всю страну — 6 тысяч инфекционистов. Понятно, что сегодня к лечению привлекаются врачи других специальностей. Как правильнее будет сказать — вы сегодня перепрофилируете врачей, переобучаете их под реалии сегодняшнего дня?

- Действительно, не имея инфекционистов и пульманологов, нельзя справиться. Образовательные курсы прошли сегодня более 1 миллиона 200 тысяч специалистов по стране.

- Это за какое время?

- За два месяца. Было проведено множество видеокурсов, и вебинаров. Фактически все медицинские университеты включились в этот процесс. И со средним персоналом проводилась соответствующая работа. Когда вышли первые методические рекомендации, была подготовлены не только текстовая часть, но и презентационные материалы, и контрольные вопросы, и мы настойчиво требовали от регионов, чтобы каждый региональный департамент министерства здравоохранения довел материалы до каждого специалиста.

Здесь очень важно еще понимать, что с этим заболеванием может столкнуться врач любой специальности с этим заболеванием, и, конечно, очень важно правильно направлять поток. Скажем, температурящие пациенты направляются с отдельного входа, в отдельные кабинеты и так далее. Но с малосимптомным течением на начальном этапе может столкнуться и кардиолог, и невролог на приеме в стационаре, или, скажем, онколог, поэтому необходимо своевременно заподозрить, изолировать. Поставить диагноз, перевести – это организационные, но очень важные элементы в деятельности каждого специалиста.

- Понятно, что врачи сегодня находятся в особой зоне риска и подвержены заражению больше, чем все мы, наверное. И на этой неделе наконец заработала система тестирования антител в первую очередь среди медперсонала. Если говорить о том как защитить этих людей, какие предпринимаются меры и какие шаги в этом направлении?

- Существуют разные ситуации по инфицированию медицинских работников — когда они были инфицированы родственниками, вернувшимися из-за границы, когда медработники сами были за рубежом, и, соответственно, первые случаи были связаны с этим. Вторая часть – это уже непосредственно риск той категории специалистов, которые работают непосредственно в "красной зоне".

И при этом обязательно все инструкции, все рекомендации содержат блок по безопасности для медицинских работников. Потому что мы сегодня говорим о воздушно-капельной инфекции и каждый врач, приходя в клинику, должен четко понимать, каким инструкциям следовать для того, чтобы обезопасить в первую очередь себя. Категории пациентов могут различные, в том числе существует такое правило, что с недообследованным пациентом ты должен работать как с условно инфицированным. Это тоже – важная составляющая.

Поэтому те схемы тестирования, которые сегодня существуют для персонала – своевременное выявление и раннее начало терапии или профилактическое лечение, они тоже используются сегодня. И нужно сказать, что достаточно эффективно. Главное – вовремя обследовать, если появляется первая симптоматика. Конечно, медицинский работник обязательно должен быть обследован. И на сегодня появились новые возможности тестирования наличия специфического иммунитета.

- Москва, Санкт-Петербург точно справятся с бедой, надеюсь, справятся регионы. Насколько регионы сегодня обеспечены врачами, техникой, насколько они все-таки готовы к борьбе с коронавирусом?

- Фактически все, что сегодня происходит, происходит, я бы сказал, по полувоенному сценарию. На ранних этапах, когда мы запросили материалы от субъектов, получили достаточно идеалистическую картину – все хорошо, мы все готовы. Далее, потом начали разбираться в деталях. РФ дополнительно выделила дотации регионам для того, чтобы помочь довести это до должного уровня. Первую точку, которая была на 3 апреля, все регионы прошли. На сегодня, к данной дате, должны были быть готовы 50%, мы видим, что большинство регионов этих показателей достигло.

Как будет развиваться в том или ином регионе ситуация, это, конечно, покажет время, но объем готовности наращивается. В том числе на сегодня используется такая технология как переброска персонала для оказания помощи. Мы в несколько регионов уже направляли специалистов специально для того, чтобы помочь нашим коллегам.

Медицинские работники — это та категория, которая всегда с уважением относится к коллеге, протягивающему руку, который хочет тебе помочь. Надо сказать, что это сплачивает коллективы, и вообще, взаимоотношения стали среди медицинских работников более теплыми. И когда плечом к плечу оказывается медицинская помощь, это всегда укрепляет и дух, и взаимоотношения.

- Когда станет легче, когда уже выздоравливать начнем?

- Выздоравливают и сегодня. Я разговаривал сегодня утром с одним из руководителей клиники, он мне говорит: мы сегодня сняли первого пациента с искусственной вентиляции легких. Его гордость переполняет, понимаете, они спасли человека! И это дорогого стоит. И конечно же, всех волнует ситуация, когда мы вернемся к нормальному образу жизни. Всем хочется, поверьте, хочется не меньше и медицинским работникам. Мы надеемся, что эта ситуация начнет спадать, и дальше уже все будет зависеть от того, какие методы лечения появятся в наших руках.