На дне обмелевшего Обского моря нашли руины старого города

На охоту за артефактами готовы отправиться исследователи из Новосибирска. После сброса воды, который проводят каждый год, готовясь, к возможным паводкам, на так называемом Обском море вода отошла на несколько километров.

На охоту за артефактами готовы отправиться исследователи из Новосибирска. После сброса воды, который проводят каждый год, готовясь, к возможным паводкам, на так называемом Обском море вода отошла на несколько километров. И все увидели уникальные находки, которые более полувека оставались на дне водохранилища.

По данным онлайн-навигатора, мы сейчас находимся на дне Обского водохранилища, очень далеко от берега. Но по факту здесь несколько километров песка в каждую сторону. На горизонте ни деревьев, ни домов. Традиционно по весне Новосибирское водохранилище готовят к паводку и сбрасывают воду. Но так далеко она отступила впервые за 12 лет.

В песчаной пустыне сейчас то и дело встречаются люди. С металлоискателями они обследуют дно. Еще в первой половине ХХ века здесь стоял город Старый Бердск. Его затопили, когда строили Новосибирскую ГЭС. До сих пор в этих местах находят следы прошлого.

- Это мое хобби просто. Если что-то интересное в историческом плане попадается, в музей сдаю.

Кое-где видны остовы зданий. Обломки лестниц, ломаный кирпич — это фрагменты заразной больницы и водонапорной башни. Карту Старого Бердска сейчас пытаются воссоздать краеведы. Константин Голодяев ведет нас в центр старого города — это почти пять километров от берега. Здесь стояла Сретенская церковь. Ее, как и все здания, перед затоплением снесли. Точнее, взорвали. На ее территории есть захоронения почетных жителей.

"Вот эта, с украшением, непонятно, чья плита. А вот то надгробие — оно известно, статского советника Ларионова. Там еще сохранилась надпись", — рассказывает сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

В исторических документах информации о таком человеке нет. На надгробии только чин и возраст. Скончался Николай Михайлович Ларионов в 44 года.

"Статский советник — это непростой человек. И это ни в коем случае не купец. Это административное лицо. Как он здесь оказался, нам пока не известно. Мы будем это изучать. Возможно, он ехал из Барнаула в Томск или в Новониколаевск и здесь умер в 1905 году", — рассказывает Константин Голодяев.

В 2008 году, также весной, здесь нашли могилу известного купца и мецената Владимира Горохова. В XIX веке на его деньги строили церкви, библиотеки. Его останки успели перезахоронить на кладбище в том же году. Водохранилище долго не наполнялось. По оценкам историков, вокруг взорванного Сретенского храма еще десятки захоронений.

Могила статского советника Ларионова, о судьбе которого пока не известно ничего, сегодня уже снова уходит под воду. Уровень растет ежечасно. Вернуться на это место историки смогут через несколько лет. Такое обмеление бывает редко. Но предлагают уже сейчас в память о старом городе и его жителях установить высокий памятный знак, через который уже по воде будут ходить экскурсионные теплоходы.