Павич Милорад

Павич Милорад родился 15 октября 1929 года в Белграде, Югославия. Югославский, сербский писатель, литературовед, переводчик, автор монографий по истории сербской литературы XVII—XIX веков, специалист по сербскому барокко и поэзии символизма.

Известность ему принес роман "Хазарский словарь", после публикации которого в критику вошёл термин "нелинейная литература".
Павича называли "первым автором ХХI столетия", он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (2004).
Милорад Павич умер 30 ноября 2009 года в Белграде.

Семья, детство и юность

Отец Милорада Павича был скульптором, мать – преподавала философию. Один из первых литераторов в роду, дальний предок по отцовской линии - Эмерик Павич, живший в Буде. В 1766 году напечатал сборник своих стихов, он писал десятистопным стихом поэмы в стиле сербских народных песен. Дядя по отцовской линии Никола Павич тоже был поэтом, они включены в книгу Павича "История, которая убила Эмилию Кнорр".

Милорад родился в Белграде в 8.30 утра, под знаком Весов, то есть в октябре 15 числа. Детство Павича пришлось на нацистскую оккупацию. Однажды его едва не расстреляли за отсутствие надлежащих документов. Павичу было 15 лет. Его не убили благодаря отцу, который хорошо знал немецкий и смог объяснить, что сын – ученик средней школы, поэтому документов не имеет.

В эти годы Павич освоил английский, немецкий языки. Его знакомство с русским языком началось со стихов Афанасия Фета и Фёдора Тютчева.
Учился Милорад Павич на философском факультете Белградского университета, степень доктора философии в области истории литературы получил в Загребском университете (1949-1953).

После окончания учёбы Павич преподавал в Белграде, Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и парижской Сорбонне, работал в газетах, писал критические работы, монографии по истории сербской литературы, переводил стихи с европейских языков. В 1947 году вышла сербская вариация на тему поэмы Александра Пушкина "Полтава", которая сделала Павича известным в Сербии поэтом. Он переводил пушкинских "Цыган" и "Домик в Коломне", дважды - "Евгения Онегина".

Литературная деятельность

В 1973 году вышла первая книга Павича "Железный занавес".
Но популярность к писателю пришла только через десять лет - с выходом "Хазарского словаря. Романа-лексикона в 100000 слов" (1984). Это интерактивное произведение с использованием гипертекста. "Хазарский Словарь" сразу перевели более чем на 20 языков, он завоевал несколько престижных литературных наград.
Потом были написаны "Хазарский словарь. Женская версия" и "Хазарский словарь. Мужская версия".

Каждая новая книга Милорада Павича удивляла и читателей, и критиков. Потому что, по словам самого Павича, для каждого нового романа он всегда придумывал какую-нибудь новую, ранее не использованную структуру. Компьютеры подсчитали, что некоторые книги писателя можно прочитать миллионом способов. Но когда были написаны первые из них, компьютерами еще не пользовались.

"Пейзаж, нарисованный чаем" (1988) - роман в виде кроссворда, его можно читать по горизонтали и по вертикали.

"Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре" (1991) - роман-клепсидра, объединяющий две книги по принципу "мой конец - мое начало".

"Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию" (1994) – роман-гадание, где последовательность глав и судьбы героев зависят от раздачи карт Таро. Произведение состоит из двадцати двух глав, которые носят названия карт Таро. Действие романа приходится на конец XVIII - начало XIX вв.

"Ящик для письменных принадлежностей" – космологический роман-инвентаризация. Детальное обследование случайно купленного старинного ящика для письменных принадлежностей приносит невероятные открытия в познании человеческой души.

"Уникальный роман" (2006) - роман-дельта с сотней различных финалов.

"Бумажный театр" (2008) - это тридцать восемь рассказов, написанных от имени тридцати восьми авторов, каждый из которых представляет какую-нибудь национальную литературу.

"Мушка. Три коротких нелинейных романа о любви" (2009) - это своего рода пособие по сочинению любовных посланий - в камне и красках, при помощи ключей и украденных вещей.

Милорад Павич написал также "Кони святого Марка", "Пестрый хлеб. Невидимое зеркало", "Роман как держава", "Вывернутая перчатка", "Другое тело", "Ловцы снов", "Страшные любовные истории", "Звёздная мантия. Астрологический справочник для непосвященных", "Комната, в которой исчезают шаги","Семь смертных грехов", "Кровать для троих", "Шляпа из рыбьей чешуи", "Вечность и ещё один день", "Дамаскин", "Долгое ночное плавание", "Свадьба в купальне".

Он также автор ряда эссе: "Начало и конец романа", "Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства", "Письмо в журнал, публикующий сны".

Романы и рассказы, монографии и эссе Милорада Павича переведены более чем на 80 языков. Как заметил сам писатель, "биографии у меня нет - одна библиография".

А в своей автобиографии он написал: "Самое большое разочарование в моей жизни принесли мне победы. Победы не оправдывают себя".
Павич скончался от инфаркта миокарда на 81-м году жизни.

Личная жизнь

Жена – Ясмина Михайлович – писатель, литературный критик. Родилась в городе Ниш (Югославия). Окончила филологический факультет в Белграде, специализация - югославская и всемирная литература. Преподавала литературу в школе, была сотрудницей отделения "Сербская литературная критика" Института литературы и искусства в Белграде (1989-1991) и колумнистом в югославских журналах Lisa, ёасмин, Fame. Она является директором Совета распространения сербского искусства в мире при Светском сербском объединении с центром в Женеве (с 1991 года) и членом Содружества литераторов Сербии. Ясмина Михайлович - автор книг "Парижский поцелуй", "Три стола", "Автобиография в запахах", "Рассказ о душе и теле. Слои и значения в прозе Милорада Павича", составитель собраний сочинений Милорада Павича, его биограф и библиограф.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере