"Восток" – дело тонкое

На орбиту были выведены первые советские искусственные спутники
На орбиту были выведены первые советские искусственные спутники
Космический корабль "Восток" поднимал космонавтов на орбиту шесть раз. Сейчас, глядя на чертежи корабля, корифеи отечественной космонавтики признаются: сегодня в космос такой корабль не пустили бы.

"Этот чертеж, который меня поразил, общий вид корабля, я вообще его никогда не видел!" – для Станислава Тарасовича этот чертеж – открытие. Он хотя и был у истоков создания первого космического корабля (разрабатывал систему управления), однако полный чертеж "Востока", с визой Королева, увидел впервые, спустя десятилетия. Настолько высока была секретность.

"Вот видно, пульт и приборная доска на этом чертеже, которые мы разрабатывали в эти годы. В очень быстром темпе, не считаясь ни с каким временем, по 20 часов в сутки", – вспоминает Станислав Марченко, специалист средств управления космическими кораблями.

На подготовку полета человека в космос у Королева и его КБ было всего два года. 10 декабря 1959 года вышло постановление ЦК КПСС с размытой формулировкой "О развитии исследований космического пространства", но с конкретной задачей – полет первого советского человека. Тем более, заокеанские конкуренты торопили. В Америке уже вовсю шли испытания корабля "Меркурий".

"Информация доносила о том, что там за океаном тоже не спят, там тоже хотят, и тоже хотят быть первыми, потому что все прекрасно понимали приоритетность этого события", – рассказывает Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей.

Строить корабль конструкторы начали не с чистого листа. Уже были проекты. Изначально корабль "Восток" планировали использовать для военных целей. Как автоматический спутник-разведчик, начиненный не только фотооборудованием. А доработанная ракета Р-7, которая поднимала в космос первый спутник Земли весом всего 80 килограммов, теперь могла вывести на Орбиту уже 5 тонн.

"Благодаря тому, что термоядерную бомбу нельзя было сделать меньше, чем 6 тонн массой полезного груза, под этот груз делалась "семерка". И ее грузоподъемность оказалось оптимальной для того, чтобы обеспечить всю эту исходную космическую программу", – делится Юрий Бирюков, историк ракетно-космической техники.

Пять пробных запусков корабля "Восток". Из них всего два – удачных. Шестой полет был гагаринским. Проблемы с техникой начались уже сразу, как только Гагарин оказался в кабине. Люк закрывали дважды.

"Я снимаю трубку. "Мы закончили установку люка, нет КП-3". Я похолодел. А КП-3 это контакт прижима правильно установленной крышки люка. Электрический контакт для телеметрии, если этот контакт не дал сигнала, значит, люк не плотно закрыт, а это значит – отмена пуска!" – вспоминает Олег Ивановский, ведущий конструктор космических кораблей.

Спустя годы корифеи отечественной космонавтики признаются: сегодня в космос такой корабль не пустили бы.

"Если бы сейчас положили на полигоне корабль "Восток" и все современные главные, сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадежный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали", – говорит Борис Черток, академик РАН.

Вопреки всему "Восток" поднимал космонавтов на орбиту шесть раз. Это был корабль рекордов. Первый человек в космосе, первый групповой полет и, наконец, первая женщина-космонавт. В 64-м на смену "Востокам" пришел многоместный "Восход" и началось время новых побед.