40 лет "Лучу" света Игоря Волгина

Легендарная поэтическая студия Московского Университета "Луч", бессменно возглавляемая писателем и филологом Игорем Волгиным, отметила 40-летие. В 1968 году, когда в стране закручивают гайки, студия "Луч" становится местом острых политических дискуссий.

Легендарная поэтическая студия Московского университета "Луч", бессменно возглавляемая писателем и филологом Игорем Волгиным, отметила 40-летие.

Поэт Ефим Бершин снова спешит в 201-ю – когда-то Большую коммунистическую – аудиторию. Туда, где в 1970-х звучали стихи, которые совершенно не вписывались в советскую конъюнктуру.

"В студии зарождалась новая стилистика. Если она не была антисоветской, то и советской не была уж точно. Поэтому никто не печатался в прессе. Наших поэтов сразу узнавали", – вспоминает поэт Ефим Бершин.

Темы – от лирики до политики, да ещё непривычный для советского читателя слог – такая поэзия вряд ли могла пробиться в кабинеты редакторов. Одного из первопроходцев "Луча" Сергея Гандлевского, например, не публиковали до конца 1980-х. Грязные коммуналки, железный занавес и, вдобавок, религиозные образы – "непроходные" темы для той эпохи.

В 1968 году, когда в Чехию вводят советские танки, аспирант Игорь Волгин собирает в своей студии молодых и свободолюбивых – Бунимовича, Кенжеева, Сопровского, Ванханен. В условиях, когда в стране закручивают гайки, студия "Луч" становится местом острых политических дискуссий.

"Наша поэзия не потому такое внимание привлекала в 1960-е, что было столько эстетов и любителей. Она заменила собой все сферы общественного сознания, все политические пристрастия, идеологические и идейные томления", – поясняет успех и студии и всей поэзии этого времени Игорь Волгин, руководитель литературной студии "Луч".

Литературовед, писатель и публицист Лев Аннинский вспоминает, как ещё в 1970-х писал рецензии на стихи Волгина. Раскованный слог поэта вдохновил тогда ещё молодого критика, и он решил, что будет всеми силами бороться с диктатом советских редакторов.

"А музыку как редакторы мне рвали, а я от них текст удерживал как-нибудь. Тогда-то и родилась фраза: "Слова могут быть ваши, а порядок слов – мой", – рассказывает о поэтических хитростях того времени литературовед, писатель и публицист Лев Аннинский.

Дмитрий Быков, Владимир Вишневский, Вера Павлова – имена, ставшие современными литературными брендами, это тоже достояние "Луча". Уже то, что в эпоху детективов и бестселлеров день рождения поэтической студии собирает огромную аудиторию, можно считать настоящим достижением.