Таинственная незнакомка

Почти 25 лет работа Ильи Машкова "Крым. Судак" находилась в запасниках Омского музея. К реставраторам попала впервые. И самой неожиданной находкой для них стал эскиз женского портрета на обороте крымского пейзажа.

На обороте пейзажа Ильи Машкова реставраторы обнаружили эскиз женского портрета. Почти 25 лет работа Ильи Машкова "Крым. Судак" находилась в запасниках Омского музея. К реставраторам попала впервые.

Специалисты планировали устранить следы грубой дублировки: в таком виде полотно поступило в музей из коллекции столичного собирателя Василия Рогова. Сняли холст, под ним оказался другой – копия картины Брюллова "Последний день Помпеи". Но самой неожиданной находкой стал эскиз женского портрета на обороте крымского пейзажа.

"Наш реставрационный совет посчитал нужным очистить и лицевую часть, и оборотную, где сейчас скрыт портрет. Тогда он весь выявится. Будет изготовлен двусторонний подрамник, чтобы можно было показывать две работы одновременно", – рассказывает реставратор Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Виктория Ефименко.

В начале прошлого века в Омске, как эхо "Бубнового валета", начинает действовать творческая группа "Червонная тройка". На основании этого факта исследователь сибирского авангарда Ирина Девятьярова в 1986 году убедила столичного коллекционера передать пейзаж Машкова в Омский музей. Картина вызвала у специалистов вопросы.

"Заметно было, что небо написано не Машковым. Там, вероятно, произошли сильные осыпи, и кто-то дописал, может быть, и сам владелец (он мне говорил, что кисть тоже держал)", – вспоминает Ирина Девятьярова.

Ещё одна загадка – история бытования этого творения Машкова. Крымский пейзаж запечатлен на фотоматериалах знаменитых бубнововалетовских выставок 1916 года. В революционном 1917-м о картине уже никаких упоминаний. И лишь в 30-е годы на одной из почтовых открыток серии "Современный художник" вновь появляется пейзаж Машкова. Сотрудники музея очень надеются найти этот раритет.

"Если эта картина была репродуцирована на открытке в 30-е годы, следовательно, она могла быть в мастерской художника, и только потом была подарена коллекционеру. И только когда она поступила к коллекционеру, следы её теряются", – продолжает рассказ о картине сотрудница Омского музея изобразительных искусств.

Уравнение с ещё большим количеством неизвестных – незавершенный женский портрет на обороте крымского пейзажа. Искусствоведы склоняются к версии, что это работа кисти того же автора – Ильи Машкова. Кем является таинственная незнакомка, ещё предстоит разгадать. Есть мнение, что позировать Машкову, про творчество которого Валентин Серов говорил: "Не живопись, а фонарь", могла отважиться лишь дама, близкая кругу авангардистов. К примеру, его ученица Анна Самойлова. Портрет её детей кисти Машкова – гордость омской коллекции русского авангарда.