На обороте пейзажа Ильи Машкова реставраторы обнаружили эскиз женского портрета. Почти 25 лет работа Ильи Машкова "Крым. Судак" находилась в запасниках Омского музея. К реставраторам попала впервые.
Специалисты планировали устранить следы грубой дублировки: в таком виде полотно поступило в музей из коллекции столичного собирателя Василия Рогова. Сняли холст, под ним оказался другой – копия картины Брюллова "Последний день Помпеи". Но самой неожиданной находкой стал эскиз женского портрета на обороте крымского пейзажа.
"Наш реставрационный совет посчитал нужным очистить и лицевую часть, и оборотную, где сейчас скрыт портрет. Тогда он весь выявится. Будет изготовлен двусторонний подрамник, чтобы можно было показывать две работы одновременно", – рассказывает реставратор Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Виктория Ефименко.
В начале прошлого века в Омске, как эхо "Бубнового валета", начинает действовать творческая группа "Червонная тройка". На основании этого факта исследователь сибирского авангарда Ирина Девятьярова в 1986 году убедила столичного коллекционера передать пейзаж Машкова в Омский музей. Картина вызвала у специалистов вопросы.
"Заметно было, что небо написано не Машковым. Там, вероятно, произошли сильные осыпи, и кто-то дописал, может быть, и сам владелец (он мне говорил, что кисть тоже держал)", – вспоминает Ирина Девятьярова.
Ещё одна загадка – история бытования этого творения Машкова. Крымский пейзаж запечатлен на фотоматериалах знаменитых бубнововалетовских выставок 1916 года. В революционном 1917-м о картине уже никаких упоминаний. И лишь в 30-е годы на одной из почтовых открыток серии "Современный художник" вновь появляется пейзаж Машкова. Сотрудники музея очень надеются найти этот раритет.
"Если эта картина была репродуцирована на открытке в 30-е годы, следовательно, она могла быть в мастерской художника, и только потом была подарена коллекционеру. И только когда она поступила к коллекционеру, следы её теряются", – продолжает рассказ о картине сотрудница Омского музея изобразительных искусств.
Уравнение с ещё большим количеством неизвестных – незавершенный женский портрет на обороте крымского пейзажа. Искусствоведы склоняются к версии, что это работа кисти того же автора – Ильи Машкова. Кем является таинственная незнакомка, ещё предстоит разгадать. Есть мнение, что позировать Машкову, про творчество которого Валентин Серов говорил: "Не живопись, а фонарь", могла отважиться лишь дама, близкая кругу авангардистов. К примеру, его ученица Анна Самойлова. Портрет её детей кисти Машкова – гордость омской коллекции русского авангарда.