Банкиры ищут пути для борьбы с кредитными мошенниками

Российские банки в условиях кризиса значительно осторожнее реагируют на обращения заемщиков, но постепенно наращивают свою кредитную деятельность.

Российские банки в условиях кризиса значительно осторожнее реагируют на обращения заемщиков, но постепенно наращивают свою кредитную деятельность.

"С начала года число запросов в наше кредитное бюро увеличилось вдвое. И это, несомненно, свидетельствует о том, что кредитные процессы в России уже активизировались, по крайней мере, в розничной сфере" - заявил Вестям.Ru Олег Лагуткин, гендиректор компании "Эквифакс Кредит Сервисиз", одного из крупнейших игроков отечественного рынка розничного кредитования, которая организовала в конце минувшей недели в Москве специализированную конференцию на тему "Снижение кредитных рисков и борьба с мошенничеством". Как предположил Лагуткин, до конца текущего года ведущие российские кредитные бюро постараются кардинально расширить свою деятельность, предложив клиентам спектр продуктов, сходный с уже наработанными "классиком жанра" США.

Кстати, в самих Соединенных Штатах, как рассказал Вестям.Ru вице-президент Equifax Пол Горли, деятельность кредитных учреждений и в посткризисный период по-прежнему подвержена колебаниям. "Банки напуганы", - констатировал Горли, При этом, добавил он, в отличие от банкиров, различного рода мошенники продолжали энергично трудиться и в кризис. И сегодня они наиболее активно проявляют себя в сфере махинаций с кредитными картами, а также в ипотечном кредитовании.

Как подтвердил Вестям.Ru начальник отдела оперативного анализа департамента рисков Home credit bank Петр Дорожкин, отечественные мошенники тоже трудились, не покладая рук, и в кризисную пору. Из маленькой лекции, прочитанной попутно Дорожкиным, выходило, что махинации в кредитном секторе осуществляются, например, с использованием внутреннего фактора (то есть, при содействии банковских служащих) и без, при этом они также подразделяются на те, что осуществляются с нарушением уголовного кодекса или же, со свойственным еще Остапу Бендеру, почтением к УК. От последних, к слову, банки страдают более всего, хотя бы потому, что и осуществляются они значительно чаще. Одним из самых распространенных способов такого мошенничества является обналичивание кредитов, которое наперебой предлагают помочь произвести множественные рекламные объявления. А вот другой вариант: один из умельцев, к примеру, используя более двух десятков поддельных паспортов, набрал кредитов на сумму в миллион рублей. Демонстрируя фото с этих паспортов, представители Home credit bank предложили коллегам, в частности, создать межбанковскую базу биометрических данных.

Традиционно, впрочем, конкурирующие между собой, банки не очень охотно сотрудничают и в сфере борьбы с мошенничеством. И здесь свою консолидирующую роль призваны сыграть, в том числе, и кредитные бюро. Пока история их жизнедеятельности в России достаточно коротка. Первые бюро кредитных историй (БКИ) начали работать здесь с 2004 года, а в конце того же года был принят регламентирующий их деятельность закон "О кредитных историях". По прошествии всего нескольких лет, разумеется, функционирование бюро нельзя считать вполне отлаженным. По определению руководителя Центрального каталога кредитных историй Бориса Воронина, на сегодня их работу затрудняет и наличие определенных правовых ограничений. В частности, нет необходимой законодательной увязки выше названного профильного закона с законом о персональных данных, ограничивающим расширение сфер практического использования соответствующей информации, а также не достаточно проработан порядок взаимодействия БКИ с базами данных госорганов. К примеру, сообщил Воронин Вестям.Ru, было бы важно наладить такое содействие при проверке соответствия (не соответствия) идентификационных документов заемщика. Кстати, даже банальная проверка соответствия паспортов на практике затруднена тем, что в соответствующей базе ФМС нередко значатся уже недействительные документы. А в перспективе также важно было бы обеспечить и возможность получения от ФНС информации о доходах субъекта кредитования, которому пока препятствуют выше упомянутые нестыковки с законом о персональных данных, уточнил руководитель ЦККИ.

Всемерно поддерживая перспективные эти задачи, "Эквифакс", в свою очередь, выступил с инициативой о создании межбанковской базы заявок, которую, при желании, возможно сформировать уже сегодня. "Это помогло бы банкам принять правильные меры в отношении мошенников, решивших разнести свои запросы о кредитах сразу по нескольким банкам", - пояснил Лагуткин, отметив, что действиям махинаторов обычно также свойственна и повторяемость.

Похоже, тренд на объединение усилий банковского сообщества в борьбе с мошенничеством становится еще одной новой приметой посткризисного периода. С призывом к солидарности борцов с мошенниками банков всех стран выступил на конференции и американец Горли. Кстати, справедливости ради, следует признать, что сами махинаторы, помимо прочего, выполняют и роль эдаких "волков-санитаров", вынуждающих банкиров сохранять бдительность в кредитной сфере. Как мы все помним, одной из причин начала глобального экономического кризиса, как раз, послужили гигантские "пузыри" ипотечных кредитов в США.