Сокровища Помпей в Москве. Некоторые экспонаты покинули Италию впервые

В Россию из Италии впервые привезли сокровища Помпей. Ювелирные украшения, античные статуи и уникальные фрески – всего 115 уникальных артефактов, которые первый раз покинули пределы Неаполя. С сегодняшнего дня их можно увидеть в Историческом музее Москвы.

В Россию из Италии впервые привезли сокровища Помпей. Ювелирные украшения, античные статуи и уникальные фрески – всего 115 уникальных артефактов, которые первый раз покинули пределы Неаполя. С сегодняшнего дня их можно увидеть в Историческом музее Москвы.

Все эти фрески, скульптуры, домашняя утварь уже столько всего вытерпели, что путь в Москву для них был, пожалуй, самым легким: землетрясение, извержение Везувия, погребение под слоем пепла, мародерские раскопки, потом вновь землетрясение. Не удивительно, что теперь итальянские специалисты трясутся над каждым черепком. В залах Исторического музея стало чуть прохладнее и суше: соблюдают необходимую для экспонатов температуру и влажность.

"Эта выставка очень важна для нас, так как все эти экспонаты еще не выставлялись нигде в мире и не вывозились из Италии. Коллекция собирались специально для Москвы", – рассказывает президент Союза региона Кампания Италии Пьетро Ланджелла.

Пока мужчины осматривали прародителя самовара, внимание женщин было приковано к витрине с золотом. По словам специалистов, ювелирные украшения – хоть и самые яркие, но не самые ценные экспонаты.

"Посмотрите на эти украшения, так называемые геммы. Если посмотреть их под увеличительным стеклом, мы сможем разглядеть там изображение фигур. Удивительно, как это могли выполнить в те времена, когда не было никакого технического оборудования!", – восхищается Рафаэль Данезе, хранитель Национального археологического музея Неаполя.

Возраст этих артефактов историки датируют достаточно точно: первый век нашей эры. Известно, что проснувшийся Везувий похоронил Помпеи в августе 79 года.

"У нас есть несколько вещей на выставке, которые были найдены с телами погибших людей. В том числе зеркало, два ожерелья и серьги, которые были найдены в одном из домов Помпей, – все, что люди пытались спасти, но не сумели", – объясняет Георгий Ломтадзе, куратор выставки "Помпеи. Тайны погребенного города".

"Черная" радость археологов. Вулкан, который уничтожил древний город, спас уникальные произведения искусства. Редкие артефакты доходят до нас в таком прекрасном состоянии. Слой пепла "законсервировал" античные предметы роскоши, не дав кислороду их разрушить. А потому экспонаты, возраст которых две тысячи лет, выглядят так, будто сделаны пару веков назад.

Помпеи был типичным древнеримским городом с театром, форумом, стадионом и храмами. Известно, что извержение Везувия застало его жителей врасплох. Впрочем, ошибочно полагать, что все горожане погибли. Не спасся лишь каждый десятый. В основном это те, кто хотел найти укрытие в своих домах.

"Любой дом имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, и там находились фонтаны, какие-то другие украшения двора, например, квадратные изображения на колоннах, роскошные сады", – рассказывает Георгий Ломтадзе.

Первые раскопки начались в середине XVIII века. Правда, тогда это скорее было "кладоискательством", чем археологией. "Поскольку изначальной задачей "раскопщиков" являлось пополнение коллекции неаполитанского короля картинами, задача была вырезать из стены картину, посадить ее в раму и отдать в казну", – поясняет куратор выставки Кирилл Фирсов.

Помпеи обнаружили при строительстве водопровода. Поначалу искатели сокровищ даже не подозревали, на какой город они наткнулись. Предполагалось, что это римские Стабии. Даже когда нашли надписи, в которых упоминалось название города, слово "Помпеи" истолковали как указание на то, что здесь была усадьба Помпея, противника Цезаря.

Найденные фрески варварски выламывались из застывшей массы, а потом небрежно собирались в единую картину. Так обычно дети собирают паззл: кусочки совпали, значит, там им и место. А какой при этом образуется рисунок – не важно. Так, например, на фреске, где основным сюжетом являются купидоны, вдруг появилось изображение гуся.

"Была создана комиссия в Риме, которая прибыла специально для осмотра города. Она решила, что нет смысла его восстанавливать: настолько значительны разрушения, что затраты по восстановлению его не окупают", – рассказал Георгий Ломтадзе.

Только спустя сто лет, в XIX веке раскопки в Помпеях стали цивилизованными. Найденные останки людей были загипсованы, из мельчайших осколков были собраны фрески, а руины приобрели очертания древнего полиса. Мертвый город стал музеем под открытым небом, часть которого два месяца будет гостить в Москве.