Российские художники выступили в защиту свободы искусства

Пока организаторы выставки "Запретное искусство" ждут приговора суда, российские художники публикуют открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву.

Пока организаторы выставки "Запретное искусство" ждут приговора суда, российские художники публикуют открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву. Что стоит за противоречивым и скандальным судебным процессом, разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Павел Гайков.

Гайков: Выставка, по мнению истцов оскорбившая религиозные чувства посетителей, прошла в Москве в центре имени Сахарова весной 2007. И вот уже четвертый год суд над организаторами "Запретного искусства" вызывает самые горячие дискуссии. На кону не только судьбы искусствоведа, бывшего сотрудника Третьяковской галереи Андрея Ерофеева и экс-директора центра имени Сахарова Юрия Самодурова, которым сейчас грозят три года тюрьмы. От результата этого суда будет зависеть, в каких условиях будет дальше развиваться российское искусство и общество вообще, считает художник Григорий Брускин. Его подпись тоже стоит под обращением к Дмитрию Медведеву.

Брускин: Трудно поставить диагноз болезни определенной части российского общества, которая на самом деле стремится нас всех ввергнуть в состояние мрачного средневековья. Пусть эти люди обсудят это в ЖЖ или в СМИ, организуют санкционированные митинги, борются как-то. Но ни в коем случае не должно за это судить или сажать людей. Как только начнут судить, то и тех людей, которые собираются судить, тоже могут посадить на скамью подсудимых.

Гайков: В конце июня российские правозащитники написали письмо верховному комиссару ООН по правам человека с просьбой заступиться за Ерофеева и Самодурова. Против уголовного преследования высказался на прошлой неделе министр культуры Александр Авдеев. А галерист Марат Гельман пообещал воссоздать скандальную выставку на Винзаводе в случае, если ее организаторов признают виновными. Еще один подписавшийся под обращением к Медведеву художник Илья Кабаков в интервью агентству "РИА Новости" провел аналогии с временами советской цензуры.

Кабаков: Все, что сейчас происходит, полностью вписывается в историю диких мракобесных процессов, как дело Синявского или Пастернака. И, конечно, больше всего напоминает историю с бульдозерной выставкой.

Гайков: Наказать Ерофеева и Самодурова призывают патриотические организации, такие как "Народный собор" и "Союз хоругвеносцев". А также духовенство, причем не только православное. За обвинительный приговор высказались представители мусульман и иудеев России. Официально РПЦ старается держаться над конфликтом. А руководитель пресс-службы РПЦ отец Владимир Вигилянский призвал Таганский суд быть милосердным, подчеркнув, правда, что это его частное мнение.

Отец Владимир: Не случайно в уголовном кодексе оскорбление религиозных чувств идет через запятую с оскорблением национальным. Это действительно два самых болезненных момента, связанных с переживаниями людей. Тем не менее, я считаю, что тюремное заключение является чрезмерным. Люди церкви всегда призывают к снисхождению, милосердию, даже в отношение более ужасных преступлений.

Гайков: Большинство тех, кто выступает в поддержку Самодурова и Ерофеева, защищают в первую очередь принцип свободы искусства, а не конкретно выставку в сахаровском центре. К ней отношение даже в среде художников разделились. Благодаря "Запретному искусству" Ерофеев и Самодуров стали чуть ли не самыми неоднозначными фигурами на российской арт-сцене - это само по себе можно расценивать как большой успех. И в следующий понедельник на заседании суда журналистов наверняка соберется больше, чем на любой выставке современного искусства.