Владимир Бушин "подсадил" читателей на свою энергетику. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

В этой толстенной (в тысячу страниц) книге собраны статьи литератора Владимира Бушина за последние годы. Книга – свод публицистики и критики - будет интересна всякому, кому интересны история, литература, современная жизнь.

Владимир Бушин. На службе Отечеству! Издательство "Алгоритм. Эксмо"

В этой толстенной (в тысячу страниц) книге собраны статьи литератора Владимира Бушина за последние годы. Книга – свод публицистики и критики - будет интересна всякому, кому интересны история, литература, современная жизнь. Читатель Бушина - тот, кто способен, даже не соглашаясь, получать удовольствие от чтения. Потому что главное, чем хорош для меня Бушин – читать его интересно, прям не оторвешься. Конечно, есть у него многочисленные поклонники, сочувствующие каждому полемическому выпаду. И все же, по-моему, Бушин – автор для подлинно свободного ума. Главное в Бушине - артистизм и занимательность. Воинственный дух ниспровергателя, внутренний яд, вечная весна в одиночной камере...

Бушин пишет невероятно много и, кажется, по плодовитости может соперничать лишь с Дмитрием Быковым. Бушин исключительно эрудирован: поражает способностью легко оперировать фактами, именами, биографиями. Другое дело, что Бушина нет в эфире и площадки для публикаций у него малотиражные, но так это не его вина. При этом лет Бушину совсем не мало – под девяносто! Дерзость, задиристость и бодрость его текстов создают ощущение, что он цветущий молодой человек. Да и дотошная цепкая памятливость свидетельствует о ясной свежести разума. Между тем у Бушина за плечами длинная-длинная жизнь.

Он родился в семье офицера и медсестры в 1924 году. Школу окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной. С осени 42-го на фронте. Прошел от Калуги до Кенигсберга. Потом воевал с японцами в Маньчжурии. После войны закончил Литературный институт. Печататься начал, когда еще был на фронте, и не прекращает до наших дней.

Мишени для атак Бушина – почти все известные люди без исключения: и политики, и литераторы как, разумеется, либерального, так и своего, патриотического направления. Среди них немало моих друзей или людей мною уважаемых, но разве в том суть? Принцип построения статьи довольно прост: Бушин берет очередное "авторитетное лицо", выхватывает в качестве цитаты его неуклюжую или ошибочную фразу и возводит поверх яркий дворец негативизма.

Такое ощущение, что Бушин – это такое агрессивное суверенное государство, где как вызов воспринимается активность любых других величин. Кстати, с суверенным государством себя однажды сравнил философ Александр Зиновьев. И вот какова была искрометная бушинская отповедь:

"Возникает вопрос: а его жена и дети являются гражданами этого суверенного государства? Их муж и отец выдал им паспорта? Есть у них прописка? Если муж полезет под одеяло к жене, она не расценит ли это как вражеское вторжение, как грубое попрание ее суверенитета и не даст ли надлежащий отпор наглому оккупанту, стремящемуся вопреки международному праву подмять под себя независимую Китайскую державу или Бразилию?"

Ключевая идея фронтовика Бушина – правота красного периода отечественной истории. О, он не из тех, кто призывает за все каяться и низко опустить голову! Он апостол другой крайности – гордиться и голову высоко задрать. Не могу согласиться с львиной долей его доводов, из которых получается, что советская власть была чуть ли не раем на земле. Но очевидно, что Бушин не только любит свою страну, а еще способен ярко и интеллектуально ответить на любые нападки на историю страны. Делает он это живо, с юмором, так что единственная управа на Бушина – его не замечать и держать в разряде безумцев и маргиналов.

Есть здесь один тонкий момент. В своих статьях Бушин почти никогда не предлагает идеи и рецепты, он самозабвенно разносит в пух и прах чужие!.. О том же патриотизме Бушин, любитель Толстого и Пастернака, высказывается спокойно и честно:

"Конечно, если под патриотизмом понимать барабанные речи, то они не имеют никакого отношения к подвигам, но Толстой знал, что есть "скрытая теплота патриотизма", а советский поэт об этом же сказал так: "Никто не говорил "Россия!", / А шли и гибли за нее".

Читая Бушина, хочешь понять загадку его долголетия и творческой энергии. Наверное, разгадка в страстности. В детскости. В донкихотстве. Как писал другой в прямом смысле детский писатель и долгожитель Сергей Михалков: "Попал Бушину на суд – / Адвокаты не спасут!".

В каком-то смысле Владимир Бушин – это чистая энергия, тем и привлекателен. Он пишет поверх приличий, оскорбительно для всех деятелей современности без исключения, не боится смирительной рубахи и запретов, плюется на целые литературные поколения. Но у этого автора, кажется, десятилетиями не бывавшего на телеэкране, в России тысячи читателей, подсевших на его энергетику.
 

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ".