Российские продавцы бытовой техники бьют тревогу

Российские продавцы бытовой техники бьют тревогу
С начала будущего года торговля бытовой техникой в нашей стране может прекратиться. Импортеры и производители не смогут поставлять технику без заключения о ее энергетической эффективности. С комментариями для "Вести ФМ" - директор по связям с общественностью ассоциации РАТЕК Антон Гуськов.

Продавцы холодильников и стиральных машин бьют тревогу. С начала будущего года торговля бытовой техникой в нашей стране может прекратиться. Импортеры и производители не смогут поставлять технику без заключения о ее энергетической эффективности, а выдавать такие заключения пока некому. С комментариями для "Вести ФМ" - директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов.

"Вести ФМ": Антон, здравствуйте!

Гуськов: Добрый день!

"Вести ФМ": Вы утверждаете, что вначале следующего года на рынке бытовой техники может повториться история, которую мы наблюдали несколько лет назад на рынке алкоголя, когда импортная продукция на время исчезла с прилавков из-за того, что к введению новых правил игры на рынке не успели должным образом подготовиться?

Гуськов: Я бы не стал проводить прямые параллели с подобными ситуациями, но смысл и итог в принципе может быть похожим. Дело в том, что мы стараемся заранее предусмотреть такие ситуации, поэтому за 5 месяцев мы обратились в профильные ведомства для того, чтобы они предприняли шаги для нормализации данной ситуации, хотя в принципе это небольшой срок, тем более для такой глобальной темы. Дело в том, что в соответствии с законом об энергоэффективности, с 1 января следующего года, то есть с 2011 года, ряд основных товаров, особенно это касается крупной бытовой техники и телевизоров, должны быть маркированы специальными этикетками или марками, которые будут показывать их класс энергоэффективности. Но, к сожалению, до сих пор нет четких критериев и до сих пор нет лабораторий, через которые это можно делать, а решения собственных лабораторий, которые производители используют во всем мире для того, чтобы декларировать класс энергоэффективности собственной продукции, к сожалению, в России пока не принимаются. Мы считаем, что это очень неправильно.

"Вести ФМ": А по какому принципу подразделяется техника? Что должно быть энергоэффективным, а что не должно? Только по размеру?

Гуськов: Нет. Эти критерии указаны и в законе, и в постановлении правительства. Ну, я вот перечислю, например, основные продукты, которые должны пройти данную процедуру: это стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, водонагреватели и бытовые нагреватели, встраиваемая техника, встраиваемые посудомоечные машины, телевизоры. Ну и ряд еще других приборов. То есть это достаточно крупная номенклатура. И я подчеркну, что данные испытания должны проводиться в соответствии с законодательством на каждую модель данного устройства. То есть не просто на группу или не просто на производителя, а на каждую конкретную модель каждого конкретного производителя. То есть это колоссальный пласт, и вот оставшиеся 5 месяцев на самом деле – это срок такой, ну, скажем, очень близкий. Поэтому мы, собственно, и стараемся заблаговременно решить этот вопрос, чтобы не возникло неприятностей на рынке и чтобы ни государство, ни бизнес не столкнулись с необходимостью резкого какого-то изменения в последние числа года.

"Вести ФМ": Если этот вопрос будет решен, как это скажется на ценах? Дополнительная проверка не увеличит ценник?

Гуськов: Безусловно, дополнительные испытания через лабораторию будут увеличивать итоговый ценник для потребителя. Поэтому любая дополнительная издержка, любое дополнительное исследование будет увеличивать цену. На сколько - я сейчас не могу сказать, все будет зависеть от стоимости этих испытаний. Поэтому мы предлагаем разрешить тем производителям, которые имеют собственные лаборатории, работать так, как это во всем мире делается, в Европе, например, откуда, собственно, тема энергоэффективности и пришла в Россию. Там производители, имеющие собственные лаборатории, имеют право проводить испытания там. Это, конечно же, не увеличивает стоимость продукции. Они декларируют, то есть объявляют о том, что данный прибор имеет такой-то класс эффективности. Маркировка так же, собственно, производится. Если вдруг у государства или у контрольных органов, или еще у кого-то возникает подозрение в том, что информация не соответствует действительности, они могут дополнительно провести проверку. Выборочно.

Полностью комментарии Антона Гуськова слушайте в аудиофайле.