Дмитрий Данилов рассказывает о жизни языком протокола. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

Дмитрий Данилов – хороший писатель. Хороший стилист и хороший очеркист, что нечасто соединяется. Он знает и чувствует жизнь, не чурается самых простых людей, много странствует. Его проза исполнена благородного веселья и благочестивого достоинства, что сразу вспоминаешь Лескова.

Дмитрий Данилов. Горизонтальное положение. Издательство "Эксмо". 2010 год.

Дмитрий Данилов – хороший писатель. Хороший стилист и хороший очеркист, что нечасто соединяется.

Он знает и чувствует жизнь, не чурается самых простых людей, много странствует. Его проза исполнена благородного веселья и благочестивого достоинства, что сразу вспоминаешь Лескова. А когда погружаешься в даниловскую стилистику – спокойного дотошного описания жизни со всеми ее приметами и предметами – вспоминаешь французского писателя Алена Роб-Грийе. Да, эта проза фотографична, недаром Данилов всерьез занимается фотографией, что следует и из последнего романа.

"Горизонтальное положение" - дневник. Начинается 15 января 2009 года, завершается 14 января 2010. Жизнь автора – это жизнь отшельника, довольно однообразная и не расцвеченная драматическими событиями. И все-таки жизнь, в которой отражено все наше время, определенная московская среда, целое поколение. Автор пишет статьи в журналы, ездит в командировки (от Когалыма до Нью-Йорка), большую часть времени ходит на поэтические вечера, где пьет водку, потом за полночь на метро и автобусе возвращается к себе на окраину, сидит в Интернете, играет в "футбольный менеджер". По праздникам он идет в храм и причащается. Простой и талантливый русский человек. Без закидонов и диких претензий. Со средним заработком и литературными интересами. Доброжелательный. Подчиненный уютному ритму одинокой честной жизни. Заканчивается каждый день одинаково: "горизонтальным положением". То есть Дмитрий Данилов укладывается спать.

"Горизонтальное положение" становится метафорой. Это и образ отдохновения, покоя, к которому следует стремиться. И образ неизбежной для каждого человека кончины. А в какой-то момент "горизонтальное положение" вообще оказывается предпочтительнее "вертикального", это, когда у героя начинает страшно болеть бедро, и каждый шаг приносит страдание.

"Ковыляние от лифта к выходу из подъезда, ковыляние от подъезда до Новолесной улицы, нет, до метро так не дойти, мучительные попытки перейти на противоположную сторону, наконец все же переход, ловля тачки, никто не хочет останавливаться…"

Эта цитата характерна для всей книги. Данилов рассказывает о жизни языком протокола. Но удивительно: протокол бывает поэтичен!

В книге много любопытных подробностей быта людей, реплики водителей, розовые лица нефтяников, теплая епитрахиль священника на исповеди, при желании вычитываются идеи, обнаруживаются эмбрионы сюжетов, даже сквозит социальная критика. И все же это книга о другом. Гулкий и сонный монолог царя-рыбы. Царь-рыба покоится недвижно, а на ней цветет и движется мир во всем разнообразии. То есть Дмитрий Данилов – это в некотором роде еще и Илья Ильич Обломов.

Чем хороша такая книга? На самом деле, не знаю даже, почему книга читается с интересом и на одном дыхании. Я лежал и полночи ее читал. Пока не дочитал, не отложил. Наверное, всегда интересна правдиво показанная жизнь отдельного человека. Сравниваешь с собой. Ощущаешь себя – им, этим человеком. Да и вдобавок словно смотришь за ним через скрытую камеру. Буднично и размеренно все, но почему-то глаз не оторвать, как будто читаешь остросюжетный детектив.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ".