Глаз "Беркута"

Видеть в полной темноте, тумане, сквозь дымовую завесу человеческий глаз не может. Таким зрением обладают лишь хищные птицы, поэтому тепловизоры, которые делают в московском Центральном научно-исследовательском институте "Циклон" стали называть такими именами, как "Сыч", "Неясыть", "Кречет".

Видеть в полной темноте, тумане, сквозь дымовую завесу человеческий глаз не может. Таким зрением обладают лишь хищные птицы, поэтому тепловизоры, которые делают в московском Центральном научно-исследовательском институте "Циклон" стали называть такими именами, как "Сыч", "Неясыть", "Кречет", "Беркут", "Сапсан". Принципиальное отличие тепловизора от обычной видеокамеры или прибора ночного видения в том, что он видит не отраженный свет, а собственное излучение людей и предметов.

Видеть в полной темноте, тумане, сквозь дымовую завесу человеческий глаз не может. Таким зрением обладают лишь хищные птицы, поэтому тепловизоры, которые делают в московском Центральном научно-исследовательском институте "Циклон" стали называть птичьими именами.

"Хищные птицы они обладают довольно хорошим ночным зрением, поэтому у нас – "Сыч", "Неясыть", "Кречет", "Беркут", "Сапсан", – перечисляет заместитель генерального директора ОАО ЦНИИ "Циклон" Олег Яковлев.

Принципиальное отличие тепловизора от обычной видеокамеры или прибора ночного видения в том, что он видит не отраженный свет, а собственное излучение людей и предметов. С тепловизором можно увидеть даже место пожароопасного перегрева электрокабеля в стене. Подробнее об этом – Виктор Тарасов, генеральный директор ОАО ЦНИИ "Циклон": "Включается, например, чайник в розетку, и под нагрузкой можно посмотреть на стены и видно траекторию закладки этого провода. Дымовая завеса не видна для тепловизора, поэтому в дыму обычно человек не видит ничего, а в тепловизор, если спасает людей, то он видит тела, потерявших сознание, поэтому это очень эффективно".

Основные потребители тепловизионной техники – силовые ведомства. Тепловизоры устанавливаются в прицелы, ракеты. По теплу от нагретого двигателя прибор без труда засекает летящий самолет. Новое поколение тепловизоров способно отличить летательный аппарат от точечных целей, так называемых "тепловых ловушек". Незаменимы приборы и в антитеррористической деятельности.

"Человек стоит на полу. Он отходит, и мы видим его следы, – продолжает Олег Яковлев. – В зависимости от материала эти следы довольно долго могут держаться. И если говорить, допустим, об антитеррористической деятельности, то мы до суток видим место, где что-то закапывали в землю. Мы не знаем, что там именно – мина или просто кто-то картошку сажал, но мы знаем, что на этом месте что-то делали".

Приборы "Циклона" готовы для работы в любых экстремальных условиях. На каждом этапе производства они проходят многочисленные испытания. "В камерах испытываются изделия на пониженную и повышенную температуру в пределах от минус 80 до плюс 100 градусов, – сообщает инженер испытательной лаборатории ОАО ЦНИИ "Циклон" Станислав Новицкий. – На вибростенде испытывается аппаратура на вибрацию по заданным режимам".

Тепловизор – это матрица, электронный блок обработки сигнала и объектив. Все гениальное просто. Но пока дорого. Тепловизоры работают в длинноволновом инфракрасном диапазоне, где обычное стекло непрозрачно. Поэтому линзы делают из редкого и дорогостоящего германия. Чтобы получить стограммовую линзу, необходима двухсотграммовая заготовка.

Из-за мягкости германия на него наносится алмазное покрытие. Стоимость некоторых объективов – до полумиллиона рублей. Подробнее – Наталья Созаева, начальник производственно-диспетчерского отдела ОАО ЦНИИ "Циклон": "Заготовки германиевые и из различных стекол мы закупаем, заказываем и закупаем. Шлифовка и полировка линз осуществляется у нас здесь, на оптическом участке. И сборка, и контроль и объективов и всех оптических систем производится тоже здесь на оптическом участке".

Основной фоточувствительный элемент тепловизоров – болометрическую матрицу – пока приходится приобретать за границей. Ее толщина не превышает 50 микрон. Для сравнения, человеческий волос имеет толщину в 80 микрон. Высокие технологии имеют высокую цену. Но в институте уже разработали свою, российскую матрицу.

"Можно сказать, что технология у нас именно своя, – подчеркивает Олег Яковлев. – Мы не копировали технологии другие. Естественно, материалы они примерно одинаковые, поскольку физика для всех одинаковая, но у нас действительно своя технология, которая практически готова".

Однако отсутствие полной линии технологического оборудования не позволяет наладить серийное производство. В институте надеются, что сотрудничество с холдингом "Российская электроника", который входит в корпорацию Ростехнологии, даст возможность сделать технологию нового тысячелетия российской и доступной.