Т-34. История одного подвига. Специальный репортаж А.Сладкова

В поселке Суровикино Волгоградской области поисковики подняли из реки затонувший танк времен Великой Отечественной войны – боевой танк, а не просто утонувший или забытый кем-то. Его экипаж воевал.

Волгоградская область, Суровикино. Что для нас Сталинградская битва? Мамаев курган, дом Павлова… А бои шла на огромном пространстве! Вот такие маленькие городки и поселки играли грандиозное значение.

Осенью 1942 года советские войска окружили группировку Паулюса. Фронт проходил, в том числе, и через Суровикино. Фашисты пытались прорвать кольцо, бои шли жесточайшие, но Красная Армия удержала рубежи. Это помогло нам выстоять в Сталинграде.

Директор Музея-панорамы "Сталинградская битва" Борис Усик знает об этом сражении все. "Солдаты замерзают, в танках осталось горючего на полчаса. Нужно взять эту деревню, иначе мы промерзнем. Танк, броня – они не греют. Солярка заканчивается, машины с заправкой остались где-то на сто километров сзади, не успели подойти, или их подбили, сожгли. Возьмем деревню – будем жить. Суровикино, во-первых, населенный пункт, где можно было в зимнее время хоть как-то обогреться, во-вторых, рубежи маленьких речек степных могли создать оборону хотя бы для ближайшего боя, не для стратегического. Поэтому Суровикино на данном промежутке играло значительную роль: дороги, обогрев, какие-то дровишки с разобранных хат. Где в этой голой степи при морозе за 20 градусов далеко можно было что-то найти? – рассказывает он. – Это инстинкт человека, и в этом инстинкте мы оказались сильнее! Мы – кочевники, мы – орда, мы впитали генетически все, что веками шло из Азии. Они не поняли этого, они сидели в своих красивых замках, воевали перед женщинами на рыцарских турнирах и думали, что здесь, в степи, точно так же, как у них: нажми кнопку – и загорится свет, нажми еще что-то – и вода побежит. Ничего подобного! Кто выжил – тот сильнее, а выжили мы!"

Сегодня в Суровикино волгоградские поисковики решили пойти в наступление на "черных копателей", лишить их твердых позиций в своем регионе. И вот боевые пловцы ФСБ, оказывая помощь, осматривают первый объект – затонувший танк – на предмет того, нет ли в нем взрывчатых веществ.

Директор волгоградского областного Центра по патриотической и поисковой работе Михаил Кудинов рассказывает: "В нашей области занимаются все, кто угодно. Приезжают нанятые частными коллекционерами ребята с хорошим оборудованием, приезжают "черные копатели", даже "металлисты", которые на металл сдают всю эту боевую технику. Они в 90-е годы танков 20, наверное, попилили".

Началась операция по подъему танка. Что только про него не говорили, даже то, что на нем фашистские кресты. Оказалось, нет на нем крестов, и башни у танка нет – отнесло взрывом. Говорили, что это и не танк вовсе, а опора старого моста. Больше всего им, конечно, интересовались "черные копатели", называли его "заколдованный танк". "Про этот танк очень многие говорили – и московские поисковики, и питерские, и ростовчане. Шесть экспедиций не смогли его поднять, никому не дался этот танк. Про него уже мистические истории ходят. С 1954 года его пробуют поднять, и никому не удается", – пояснил Михаил Кудинов.

Поисковики рассказывают, что на интернет-торгах всякая вещь имеет свою цену. Можно купить часть гусеницы, шлемофон и так далее. В Волгограде решили, что теперь всю технику времен войны будут поднимать при помощи администрации области, военных, сотрудников спецслужб, чтобы уберечь ее от "черных копателей". "Специфика уже у людей такая. Если мы обнаруживаем какую-то технику – то радуемся. А они сразу говорят: "Хорошее состояние, цена – 1200 долларов".

В волгоградском Управлении ФСБ чекисты говорят, что в год они возбуждают по тридцать уголовных дел по незаконному хранению оружия и показывают изъятое у черных копателей. По их словам, изымаются, в основном, части огнестрельного оружия и готовое огнестрельное оружие, которое уже прошло восстановление. Оно может быть использовано при совершении преступлений, при криминальных разборках.

Это используется не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом – с помощью Интернета. Через каналы связи находки выставляются на зарубежные аукционы, скупается по всему миру.

И вот первые результаты обследования находки. Это боевой танк, а не просто утонувший или забытый кем-то. Его экипаж воевал. Командир ремонтно-восстановительного батальона Василий Толстик удивляется: "Я первый раз вижу, что с такими повреждениями машина. Что интересно – гильзы все пустые. Видимо, экипаж долго вел боевые действия". Вскоре мы сможем узнать, кто был в экипаже и как танкисты погибли.

Известно, что первые бои за Суровикино начались еще в июле 1942 года. Враг только рвался к Сталинграду, и навстречу вышли наши передовые отряды. Они почти все полегли на дальних подступах. Но враг подошел к Сталинграду на две недели позже. Эпизоды этих боев малоизучены. Директор Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва" Алексей Васин рассказывает: "Понимание судеб людей, командиров рот, взводов, батальонов, тех, на чьих плечах собственно битва была одержана в битве победа. Этого же нет, мы практически о них ничего не знаем. И сейчас основная задача – вдохнуть в научную деятельность новую жизнь, усилить научную составляющую деятельности музея".

Поднятый в Суровикино танк будет частично восстановлен на Волгоградском тракторном заводе. Его передадут Музею-заповеднику "Сталинградская битва". Как ни странно, среди имеющихся экспонатов это будет первый танк, имеющий отношение к великому сражению.

Сразу после Победы изучать военную историю в Советском союзе было некогда – восстановление страны, холодная война. А свидетели уходят! Сегодня в Волгоградской области живут две тысячи участников битвы, а еще несколько лет назад их было пять тысяч.