Столичные водители, купившие талон техосмотра, могут попасть за решетку. Теперь для получения талона обязательно нужно предоставлять автомобиль на пункт инструментального контроля. Будут ли московские водители продолжать покупать талоны техосмотра? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".
Кузичев: Нам вчера попалась удивительная статья удивительная: "Столичные водители, купившие талон техосмотра, рискуют загреметь в тюрьму", - гласит заголовок этой публикации. Естественно, мы не могли не заинтересоваться этой историей, обсудить ее с вами и получить собственную статистику, какое количество народа ездит сейчас по улицам города, причем не обязательно нашего, с купленным талоном техосмотра... Моя версия – около 70%. Это первое. А второе – поговорить со специалистами, как это реализовать, чтобы засадить вас всех в тюрьму, ребята.
Шаулина: Добрый ты 1 апреля.
Кузичев: Антон Максимов с нами на прямой связи - главный редактор "РБК-Авто". Здравствуйте, Антон!
Максимов: Доброе утро!
Шаулина: Доброе утро!
Кузичев: Вы прокомментируете нам эту смелую инициативу?
Максимов: Ну, сесть в тюрьму за подделку талона техосмотра – это вряд ли удастся, потому что скорее всего, если вдруг кто-то и попадется, это будет административное наказание максимум. А в принципе, я не думаю, что для кого-то станет сюрпризом то, что в Москве талон государственного техосмотра покупается. И я думаю, 70% - это очень оптимистично.
Кузичев: Оптимистично?
Максимов: Оптимистично. Я думаю, что более 90% гостехосмотра приобретается за деньги. Москвичи – люди ленивые, не любят вставать в 6 утра, чтобы ехать на пункты государственного техосмотра. Гораздо проще заплатить деньги посреднику, чтобы этот талон привезли домой.
Кузичев: А правду говорят, что сама процедура техосмотра, сам смысл ее – это некий, я прямо цитирую дословно: "это идиотизм". Потому что в подавляющем большинстве стран вообще такого нет, этой странности диковатой…
Максимов: Я, честно говоря, не вижу здесь идиотизма. И в Европе есть техосмотр, он просто проводится коммерческими организациями, которые лицензированы для этого государством. И ничего идиотского здесь нет. В принципе автомобиль должен быть готовым и исправным для того, чтобы выезжать на улицу. Другое дело, что в России все это доведено до идиотизма, к сожалению, и та самая коррупционная составляющая просто-напросто нивелировала саму необходимость прохождения техосмотра. Потому что, заплатив деньги, можно, в общем-то, пройти техосмотр на абсолютно любом автомобиле – с неисправными тормозами, тонированном и не соответствующем никаким требованиям.
Шаулина: У нас-то идея передать прохождение техосмотра частным компаниям тоже витает в воздухе. Она воплотится наконец?
Максимов: Вы знаете, у нас в воздухе витает столько идей прекрасных. И это еще, извините меня, со времени Советского Союза. Но, к сожалению, большинство прекрасных идей в нашей стране или не реализованы, или же реализованы с поправкой на российскую действительность. То есть не работают.
Кузичев: У нас, к сожалению, большинство дискуссий становится предсказуемыми. Мы в итоге выходим на то, что из-за коррупционной составляющей здравая, в общем, идея не работает. Это плохой признак.
Максимов: Вы знаете, я вообще даже забыл про 1 апреля. То есть я не могу понять, какая здесь может быть дискуссия. То есть, если мы говорим, что в МВД есть коррупция, то когда мы говорим об органах ГИБДД, и в частности про ПИК, где проходит техосмотр, там просто все прогнило насквозь. Многие говорят, что невозможно купить техосмотр, не показав машину на пункте инструментального контроля. Люди сказали: "ОК, мы едем проходить техосмотр по-честному". И они вынуждены занимать очереди с ночи. С ночи! В 4 утра на любом ПИКе уже очереди из 10-15 автомобилей. Соответственно, о чем мы говорим? И мало того, инспекторы этих ПИКов пропускают по 2-3 автомобиля в час из обычной очереди, потому что пропускают без очереди блатные автомобили, заплатившие деньги, которые приехали на ПИК, но без очереди.
Кузичев: У нас же на связи Сергей Игоревич Волгин, руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества.
Волгин: Доброе утро! Значит, по поводу техосмотра. На мой взгляд, совершенно очевидно, что эта процедура, конечно, нужна. Многие цивилизованные страны проводят технический осмотр, и это связано с тем, что немалое количество ДТП происходит именно по причине неисправных автомобилей. А единственная возможность заставить водителей автомобили ремонтировать - это контролировать их техническое состояние.
Проблема техосмотра, которая есть у нас, не в том, что кто-то проверяет сам автомобиль, а в том, что он носит чисто контрольные функции. Ведь у нас мало сумасшедших, которые готовы ездить на неисправных автомобилях, но когда я приезжаю на техосмотр не для того, чтобы его пройти, а только для того, чтобы понять, исправен мой автомобиль или нет, это неправильно. Плюс мы еще берем за организованность этого процесса, большие очереди и так далее. В этом появляется коррупционная емкость. И если бы я приезжал на техосмотр, неважно там, на пост ГИБДД или в специализированный дилерский центр, где бы мне говорили: "Вот у вас неисправно вот это, вот это и вот это, если хотите, можем отремонтировать, и вы уедете с талоном", я думаю, что подавляющее большинство людей делали бы именно так.
Если говорить о стране в целом, то, конечно, есть проблемы. И есть, например, некоторые регионы, куда инспектор ГИБДД может прилететь только на вертолете, потому что дорог нету, и там, конечно, очень сложно организовывать техосмотр. Эта проблема – очень сложная, безусловно, но она техническая. То есть это вопрос организации. А, кроме того, если говорить о техосмотре вообще, то многие забывают, что техосмотр – это не просто проверка технического состояния. Там решается еще много задач по правоохранительной части. Проверка автомобиля на угон, проверяется водитель: в розыске – не в розыске, допущен к управлению – не допущен и так далее.
Кузичев: То есть, если я правильно понимаю, если односложно ответить на вопрос, который стоял в этом часе, то вы поддерживаете необходимость техосмотра, хотя и не поддерживаете ту формализованность и бюрократизм, который его сопровождает?
Волгин: Да, безусловно.
Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах
Эфир за 1 апреля:
Первый час: Прохождение техосмотра снова на ПИКе. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Второй час: Родители встали в очередь за первоклассным образованием. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Третий час: Китай не хочет жить в рекламной роскоши. "Утро с Анатолием Кузичевым"