Несуществующая улица Джона Леннона изменила Петербург

Несуществующая улица Джона Леннона изменила Петербург
В Санкт-Петербурге появилась улица Джона Леннона. Табличку с ее названием можно найти во дворе арт-центра на Пушкинской улице. Новую улицу уже украсили гипсовые лица ливерпульской четверки и нарисованная на стене желтая подводная лодка.

В Санкт-Петербурге появилась улица Джона Леннона. Табличку с ее названием можно найти во дворе арт-центра на Пушкинской улице. Новую улицу уже украсили гипсовые лица ливерпульской четверки и нарисованная на стене желтая подводная лодка. По ней прогулялся корреспондент радиостанции "Вести ФМ" Олег Яхонтов.

Этой улицы нет в справочниках и на картах Петербурга, хотя табличка на одном из домов-флигелей, затерянных между Лиговским проспектом и Пушкинской улицей, не оставляет сомнений в том, где вы находитесь. На привычном выпуклом металлическом прямоугольнике черным по белому начертано: "Улица Джона Леннона", правда, номер дома не указан. Зато указано направление движения по этой магистрали - белая стрелка указывает прямо в небо, видимо, до того самого девятого облака, о котором пел Джон Леннон.

Старожилом улицы и ее создателем является самый известный битломан страны Коля Васин. По словам члена топонимической комиссии Петербурга Алексея Ерофеева, в начале девяностых годов Николай даже выступал на заседании комиссии с предложением переименовать улицу Марата в улицу Джона Леннона. Тем более, что человек с таким именем действительно жил в северной столице.

"В 18 веке существовал некий английский дипломат по имени Джон Леннон. Он жил примерно в той части, на окраине тогдашнего Петербурга, то есть в районе современной улицы Марата. Но это предложение принято не было, поскольку топонимическая комиссия не занимается переименованиями, а только возвращениями. Если улице Марата присваивать новое название, то это будет старое название - Николаевская улица. Нет такой практики - присваивать имена даже самых выдающихся музыкантов и писателей, которые не имели непосредственного отношения к нашему городу. На всех никогда не хватит улиц", - говорит Ерофеев.

Предложение было отклонено, но это ничуть не остановило Николая. Найдя каким-то образом табличку с названием улицы Джона Рида, он переписал фамилию и водрузил обновленный топонимический знак на стену флигеля, во дворе арт-центра на Пушкинской. А чтобы ни у кого не возникало вопросов, движение улицы направил вертикально вверх. Со временем рядом появились гипсовые барельефы битлов - это подарок на день рождения Леннона от скульптора Степана Мокроусова. Далее на стене дома появилась желтая подводная лодка и двор, по мнению Коли Васина, стал по-настоящему "битловским".

"Наш двор теперь живет с "битлами", а "битлы" живут в нашем дворе, и "битлы" знают об этом. Это первый памятник битлам в России! Не просто так!" - говорит Васин.

Рисунки из книги Джона Леннона украсили желтую субмарину. А вот надписи на стенах и подарки на специальной решетке стали появляться год назад. По словам Васина, сами поклонники "Битлз" присматривают за двориком и улицей. "За этот год примерно раза два-три, на мой взгляд, сменилось все. То есть кто-то как бы присматривает за этим, снимает часть подарков и посланий, и появляются новые", - рассказал он.

Сюда уже водят туристов, а улица Джона Леннона прочно заняла свое место в ряду неформальных памятников Петербурга. Жители соседних домов тоже довольны. Раньше этот двор, выходящий к Московскому вокзалу, был страшно замусорен, здесь ночевали бездомные и было просто небезопасно. С появлением здесь улицы Джона Леннона и образов "Битлз" поменялась и атмосфера, и окружающая действительность. По-другому с битлами, наверное, и быть не может.