В Литературном музее проходит выставка работ Анатолия Зверева

В Литературном музее проходит выставка "160 работ Анатолия Зверева". На выставке – редкие работы 50-х годов из собрания коллекционеров Гольдиных. Пабло Пикассо считал Анатолия Зверева лучшим русским рисовальщиком. Творческое наследие Анатолия Зверева – более 30 тысяч работ.

В Литературном музее проходит выставка "160 работ Анатолия Зверева". На выставке – редкие работы 50-х годов из собрания коллекционеров Гольдиных. Пабло Пикассо считал Анатолия Зверева лучшим русским рисовальщиком. Творческое наследие Анатолия Зверева – более 30 тысяч работ.

В 1957 году в Советский Союз впервые приехал французский актер-мим Марсель Марсо. На концерте был художник Анатолий Зверев. За пару часов в своем блокноте он сделал около 50 рисунков. Два из них сейчас принадлежат Геннадию Гольдину. Год назад он приобрел собрание работ Зверева – 160 экспонатов 50-х – начала 60-х годов. И впервые показывает всю коллекцию в Литературном музее.

"На антикварном рынке, если и появляются некоторые работы, то очень редко именно тех лет. Потому что это самое лучшее. Это начало его творчества,", – говорит коллекционер Геннадий Гольдин.

Анатолий Зверев работал в разных жанрах – писал пейзажи, портреты, натюрморты. Делал гравюры – на линолеуме. Выбор именно такой гравировальной техники определила невысокая цена материала. В 50-е годы художник жил практически в нищете.

"У него почти нет в раннем периоде масла, потому что просто не было денег. Его дважды выгоняли из училища памяти 1905-го года. Один раз это было с формулировкой – за неряшливый вид. На самом деле, просто элементарно не было денег. И для того, чтобы учиться рисовать, он работал в Сокольниках, в парке детском. Он рисовал афиши, красил заборы. И это позволило ему там посещать изостудию", – рассказывает куратор выставки Наталья Реброва.

В изостудии бесплатно выдавали тушь, карандаши и бумагу. Но ее Анатолию Звереву не хватало, он работал много, в день делал по несколько десятков рисунков. В ход шли открытки, фотографии, обои – буквально все, что попадалось под руку.

"Скажем, вот такой вот плакат, что-то связано с симфонической эстрадой. Наверное, он сам писал эти плакаты, а потом, когда они были не нужны, вырезал кусочки и на этих кусочках делал вот такие рисунки", – показывает Гольдин.

Он был художником-одиночкой. Не принадлежал ни к официальному искусству, ни московскому андеграунду. Искусствоведы сравнивали Зверева с Ван Гогом и Пиросмани. А Пабло Пикассо называл его гением. Еще при жизни художника его работы начали скупать коллекционеры по всему миру. И сегодня интерес к произведениям Анатолия Зверева только растет, как растет и число подделок.

"Естественно, когда человек популярен, особенно после того, как он умер, трудно доказать, что это его работы. Очень много подделок. Причем подделки делали художники, которые хорошо его знали", – отмечает Гольдин.

Анатолий Зверев редко подписывал свои работы. Поэтому сегодня трудно установить даже их точное число. По некоторым данным, наследие художника – это больше 30 тысяч произведений. Многие в ведущих собраниях мира – в Третьяковской галерее, в Историческом музее, в Нью-Йоркском музее современного искусства.