Переселенцы из Сирии возвращаются на историческую родину

Все больше переселенцев из Сирии едут на Кавказ. В течение лета в Адыгею планируют перебраться почти сто семей, в Абхазию — около пятидесяти. Предки этих людей бежали на Ближний Восток после присоединения Кавказа к России, так что теперь можно говорить о возвращении на историческую родину.

Все больше переселенцев из Сирии едут на Кавказ. В течение лета в Адыгею планируют перебраться почти сто семей, в Абхазию — около пятидесяти. Предки этих людей бежали на Ближний Восток после присоединения Кавказа к России, так что теперь можно говорить о возвращении на историческую родину.

Двенадцать семей вернулись в Абхазию спустя 150 лет после отъезда. Это потомки абхазов, бежавших во время Кавказской войны на Ближний Восток. Теперь даже свой родной язык они учат заново. Изучают не только абхазский, но и русский, потому что на нем в Сухуме говорят все, в том числе, что немаловажно, туристы. Пока же интервью вновь прибывшие дают на арабском.

— Какие отношения у вас складываются с жителями России?

— Русский народ мы считаем дружественным. В Сирии у нас были русские друзья, которые там работали. Здесь, в Абхазии, летом тоже очень много людей из России, — говорит репатриант Мухамед Гечба.

Потомки нескольких горских народов Кавказа разбросаны сейчас по разным странам Европы и Азии. Адыгская диаспора, например, даже больше, чем население на исторической родине.

"Все люди могут жить на Земле спокойно. Места хватит на всех", — уверен репатриант Магомед Шора.

Российская республика Адыгея. Недалеко от Майкопа, в маленьком поселке, семья репатриантов живет несколько лет. Раньше им были привычны узкие улицы Дамаска, теперь же вернулись к истокам, осваивают просторные пастбища предгорий.

Приехавший на Кавказ из Сирии Магомед Шора — один из тех, кто возрождает сельские традиции. Вообще он — типичный городской житель, но в Адыгее у него большое хозяйство: куры, утки и бараны.

Под Майкопом адыги, жившие долгое время в Косово, построили целый аул — Мафэхабль, что в переводе означает "счастливая деревня". В Косово они не ужились с албанскими радикалами, а в России нашли родину и спокойствие. У каждой семьи — отдельный дом, в поселке есть мечеть. Дети ходят в обычную российскую школу и песни поют на русском языке.

Процесс репатриации, возвращения на историческую родину, идет во всех кавказских республиках. Какое влияние это окажет на культуру, экономику и политику, в регионе еще предстоит оценить.