Тема:

Хищения в Минобороны 4 года назад

Эксперты сомневаются, что близкие Сердюкова сделали миллионы "на овощах"


фото ИТАР-ТАСС

У родственников экс-министра обороны Анатолия Сердюкова нашли имущество на сотни миллионов рублей. Следователи проверяют его происхождение. По данным, которые попали в СМИ, сестра Сердюкова владеет несколькими квартирами в доме, где проживает и фигурантка дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева.

У родственников экс-министра обороны нашли имущество на сотни миллионов рублей. Сейчас следователи проверяют его происхождение. По данным, которые попали в СМИ, сестра Анатолия Сердюкова владеет несколькими квартирами в доме, где также проживает одна из фигуранток дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева.

Общая стоимость недвижимости достигает сотен миллионов рублей, притом что официальный доход женщины составил в прошлом году всего 240 тысяч. Инициаторы антикоррупционных законов требуют ужесточения контроля за доходами чиновников. Проверкам предлагают подвергать всех кровных родственников, а не только супругов и детей. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов изучал выявленный перечень богатств.

Три квартиры, два гаража, нежилое помещение — все в одном доме, где каждый квадратный метр называют золотым. И все это принадлежит, как выясняется, сестре экс-министра обороны Галине Пузиковой. Ее фамилия попала в поле зрения следователей наряду с Евгенией Васильевой, которая живет в том же доме. Но если Васильевой силовики заинтересовались в рамках дела о махинациях в "Оборонсервисе", то к родственнице Анатолия Сердюкова, по-видимому, вопросы возникли в связи с непониманием, откуда вся эта недвижимость.

Дом расположен в центре столицы — на участке между Пречистенкой и Остоженкой. Когда-то это была территория Минобороны, но потом там выстроили элитный жилой комплекс с бассейном и прочими удобствами, доступными любителям роскоши. Все квартиры — четырехкомнатные, площадью около 200 метров каждая. Квадратный метр там стоит около миллиона рублей.

Это — особый класс жилья, рассказывает гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. "Дом в Молочном переулке — клубный, малоквартирный, а это значит, там можно обеспечить реальную безопасность проживания граждан. То есть люди уровня Сердюкова должны проживать в безопасности. Реальная стоимость квартир, по которой их можно реализовывать, это 23-24 тысячи долларов за метр, — говорит эксперт. — Это средняя стоимость квартир по рынку. По факту может быть выше, в зависимости от уровня ремонта".

Риэлторы напоминают, что дом не новый, он уже был построен еще до прихода Сердюкова в министерство. Стоимость квартир при этом считается достаточно скромной по мировым меркам. Суммарно жилье Галины Пузиковой оценивают в 500-700 миллионов рублей, притом что в прошлом году она задекларировала доходы в размере 240 тысяч рублей. Инициаторы антикоррупционных законов, в числе которых — депутат Вячеслав Лысаков, вновь торопят принимать ограничительные меры в отношении чиновников и их близких.

"Наверно, есть резон проверять доходы не только чиновников и их ближайших родственников — это дети, и супруг или супруга. Наверное, надо расширять фамильный список, включать ближайших кровных родственников и, наверное, надо вернуться к вопросу о конфискации имущества", — считает депутат.

Контраст между доходами и стоимостью приобретенного жилья вызвал вопросы у силовиков, и обстоятельства получения недвижимости будут проверять. Теоретически можно предположить, что все это заработано на средства супруга Галины Пузиковй, которого также сейчас упоминают в СМИ. Его задекларированный доход превышает 81 миллион рублей, но и он не сдерживает себя в тратах.

Супруг сестры Сердюкова владеет 10 квартирами в Москве, Питере и Анапе, у него несколько земельных участков, коллекция дорогих автомобилей. Причем, и он, и супруга официально зарегистрированы как овощеводы. Это — еще один интересный пункт, который предстоит проверить, хотя бы чтобы узнать, насколько может быть успешен сельхозбизнес, считает Вячеслав Лысаков.

"У нас есть достаточно серьезные коммерсанты, которые занимаются выращиванием продуктов питания. Но это надо проверять в каждом случае персонально", - поясняет депутат. На самом деле, у обоих родственников экс-министра несколько бизнес-объектов, они заняты в торговле и обслуживании автомобилей, перевозками, Галина Пузикова владеет несколькими автофирмами.

Сведения об этом тоже обнародованы в СМИ. Но и наличие стороннего бизнеса не может стопроцентно объяснить финансовый успех родственников влиятельных лиц. Размер прибыли, как правило, зависит не от личных коммерческих способностей, а от доступности бюджетных денег, которая обеспечивается родственными связями, отмечает заместитель председателя комитета по борьбе с коррупцией Ирина Рукина.

"Это все очень богатые люди, это люди, которые получают деньги из бюджета, других денег нет - их просто не заработать на овощном поле. Любой экономист вам посчитает, что рентабельность больше 5 или 7 процентов не может быть при существующей системе закупок, при всей цепочке на овощном поле. Поэтому деньги — только из бюджета, это наши с вами налоги", - считает Рукина.

Эксперты замечают, что если бы не скандальное дело "Оборонсервиса", имуществом родственников влиятельного чиновника вряд ли бы кто-нибудь заинтересовался. Данные об этом имуществе наглядно показывают, насколько эффективно в России контролируют расходы и доходы чиновников и их окружения.

На днях в ассоциации юристов предложили организовать что-то вроде "лотереи" и выборочно устраивать внезапные проверки определенному проценту госслужащих. Представители Госдумы изучили идею, кто-то согласился, кто-то раскритиковал, предложили расширить круг проверяемых лиц. Впрочем, судя по тому, что рассказывает Ирина Рукина, чиновники и сами давно научились расширять круг собственников имущества.

"Я даже знаю случаи, когда собственность у чиновника была оформлена на двух поваров, на горничную, - говорит заместитель председателя комитета по борьбе с коррупцией. - Просто никто этим не занимается. Потому что сложилась такая система: люди, которые получают высокие посты, считают, что их поставили "на кормление", что им отдали в пользование деньги государства".

На фоне скандальных разоблачений депутаты и думские эксперты озвучивают все новые варианты контроля за чиновниками, но борцы с коррупционерами уверяют, что фактически сейчас никто и никак не проверяет, сколько чиновник заработал, и что он себе может позволить. Антикоррупционная дискуссия с принятием законов длится уже несколько месяцев, но любой чиновник по-прежнему может указывать в декларации то, что посчитает нужным. Хватать его за руку никто не будет.

Впрочем, многие надеются, что скандал вокруг "Оборонсервиса" может стать первым крупным прецедентом такого уровня.