О стабильности можно только мечтать: каким будет курс доллара в ноябре

Денежно-кредитная политика в целом на постсоветском пространстве в октябре оставалась нейтральной, хотя месяц для валют этих стран выдался трудным. На валютные курсы влияла и политическая ситуация. Замглавы ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова проанализировала тенденции и дала свой прогноз по валютному курсу на ноябрь.

Октябрь для валют постсоветских стран выдался трудным. Конфликт в Нагорном Карабахе, продолжающаяся политическая нестабильность в Белоруссии, политический кризис в Киргизии и падение цен на нефть на 7,4% стали главными событиями месяца. Большинство валют постсоветских стран упали по отношению к доллару, отмечает ИАЦ "Альпари", опираясь на официальные курсы Центробанков стран.

В октябре аутсайдером месяца стал киргизский сом, обвалившийся к доллару на 2,69% из-за внутриполитического кризиса и смены власти в стране. Также негативное влияние на национальную валюту Киргизии оказала приостановка Россией финансовой помощи стране из-за политической нестабильности в республике. В октябре по отношению к доллару чувствительно, на 1,05%, упал армянский драм из-за вовлеченности Армении в карабахский конфликт. Также довольно сильно провалился на падающей нефти казахстанский тенге (-0,72%). Подешевели в октябре также украинская гривна (-0,49%), молдавский лей (-0,48%), узбекский сум (-0,37%). Меньше остальных валют упал к доллару таджикский сомони (-0,1%).

А вот лидером роста за октябрь стал грузинский лари, выросший к доллару на 1,7%, отмечает замглавы ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова. К доллару также укрепились два рубля – российский на 0,44% и белорусский на 0,19%. Без изменений, как обычно, сохранились обменные курсы азербайджанского и туркменского маната. Лидером укрепления стал грузинский лари. Это может быть связано с тем, что в сентябре остановилось падение ВВП Грузии, был зафиксирован даже зафиксирован рост на 0,7%. А в МВФ ожидают, что уже в 2021 году падение грузинского ВВП сменится на рост, который может составить 5%.

Казахстанский тенге – одна из "нефтяных" валют. Он ослаб вслед за резко подешевевшей в октябре 2020 года нефтью. В то же время в Казахстане сегодня возлагают большие надежды на соглашение ОПЕК+, участники которого могут принять решение отказаться от увеличения квот на добычу нефти с 1 января 2021 года из-за того, что в условиях второй волны пандемии коронавируса восстановление спроса на нефть замедляется, а избыток предложения нефти по-прежнему значителен.

Другая "нефтяная" валюта – российский рубль. В октябре рубль укрепилась к доллару на фоне отсутствия в России существенных ограничений для экономики и бизнеса из-за второй волны пандемии, но все равно это укрепление рубля на фоне падающих цен на нефть выглядит очень шатким и даже поспешным.

Международный валютный фонд в октябре обнародовал достаточно мрачные прогнозы для украинской экономики в 2020 году, предсказав падение ВВП Украины на 7,1%, рост безработицы до 10,1% трудоспособного населения. Также ожидается ускорение начавшейся было в последние два года снижаться инфляции. К концу года на Украине ждут инфляцию в 5,2%. Это все вместе с прогнозами экспертов "Международного совета по зерну" о снижении в Украине валового сбора и экспорта пшеницы в 2020-2021 годах не способствовало укреплению курса гривны к американской валюте.

Денежно-кредитная политика в целом на постсоветском пространстве в октябре оставалась нейтральной. Центробанки России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Украины, Молдавии, Азербайджана и Грузии на заседаниях в октябре приняли решения о сохранении процентных ставок на текущих уровнях. В условиях связанной с пандемией коронавируса COVID-19 неопределенности финансовые регуляторы пока выжидают, они стараются не делать резких движений, хотя в странах G7 центральные банки смягчают монетарную политику и снижая процентные ставки, и скупая активы на биржах. Но в постсоветских странах смягчение денежно-кредитной политики грозит иными последствиями – от неконтролируемого роста инфляции до "кредитных пузырей", связанных с высокой задолженностью физлиц.

В ноябре Наталья Мильчакова из "Альпари" спрогнозировала курс доллара США к рублю в рамках 76-82 рублей за доллар, а курс доллара к казахстанскому тенге в коридоре значений от 430 до 436 тенге.