Великобритания создала орган для контроля за IT-гигантами

Великобритания выводит борьбу с глобальными цифровыми платформами на новый уровень. В стране создали специальный орган, который будет следить за IT-гигантами. И если надо — ограничивать их или даже вовсе запрещать. Назвали структуру Управление по цифровым рынкам (Digital Markets Unit, DMU), а подчиняться оно будет местному антимонопольному регулятору, что, вероятно, дает понимание направленности его работы.

Предполагается, что DMU изучит ситуацию с Google, Apple и Facebook, и их влияние на конкуренцию в Европе и, в частности, в Великобритании. Есть мнение, что такие крупные платформы, по сути, создают цифровые монополии. Скажем, если тебе нужна реклама в соцсетях, Facebook и принадлежащий ему Instagram — по сути, единственный выбор. Та же ситуация в Европе и с поиском, только с Google. К нему же, а также к Apple есть претензии по части монополии на мобильном рынке.

В Великобритании уже заявили: в приоритете — изучение того, как платформы влияют на два крупных рынка. Первый из них — издательский. Проще говоря, не ущемляют ли положение СМИ. Эта тема вообще в своеобразном тренде. Если шесть лет назад Google в ответ на требования испанских властей платить издателям просто отключил в стране новостной сервис, то теперь ситуация поменялась. И Google, и Facebook вынуждены идти на заключение соглашений и в Европе, и в остальном мире.

Более того, на выплаты газетам и журналам уже заложены миллиарды долларов. Второй рынок – собственно онлайн-рекламы. Тут основные претензии к Google и Facebook, и они тоже не новые: по мнению многих политиков, компании своей дуополией искусственно завышают стоимость рекламы в интернете.

Правда, есть нюанс – структуру создали, но законы под нее еще не написали. Поэтому британцы признают: пока управление будет без особых полномочий. Получит оно их позже, когда парламент найдет время рассмотреть нужный для этого закон. Предполагается, что управление сможет инициировать принятие норм, ограничивающих платформы, или штрафовать их.

Ну и стоит сказать, что идея ужесточения регулирования вообще довольно популярна в Европе. Например, Франция недавно приняла закон о дополнительном налоге на доходы глобальных цифровых платформ. А Еврокомиссия с завидной регулярностью штрафует IT-гигантов за нарушение антимонопольного законодательства. Правда, происходит это сравнительно медленно, процесс занимает годы. Видимо Великобритания, которая недавно вышла из ЕС, теперь хочет действовать на опережение.

Кстати в Европе порой в пример приводят подход российской антимонопольной службы. Другой вопрос что и ситуация несколько отличается: в России есть "Яндекс", который делит с Google рынок поиска примерно пополам, и "ВКонтакте" с "Одноклассниками", которые вполне успешно конкурируют с Facebook и Instagram.

***

Теперь с помощью iPhone можно будет отыскать любое устройство, даже если оно не подключено к интернету – во всяком случае, потенциально. Apple открыла доступ для сторонних разработчиков к своему приложению "Локатор".

Суть технологии в том, что устройство постоянно ищет вокруг себя включенный iPhone. И обнаружив таковой (например, принадлежащий случайному прохожему), передает ему информацию о себе с помощью блютус, а тот ретранслирует дальше уже через интернет. При этом владелец iPhone к этим данным доступа не имеет.

Работает такая распределенная сеть довольно успешно. По крайней мере, там, где iPhone распространены. И вот теперь поддержку этой сети можно включить и в устройства за пределами "яблочной" экосистемы. Ну а сама Apple обещает, что так скоро можно будет искать наушники, электровелосипеды или специальные метки, которые можно прилепить к чему угодно.