В Общественной палате назвали самую деструктивную соцсеть


EPA

В Общественной палате РФ в четверг представили результаты исследования нарушений российского законодательства ведущими интернет-платформами в части распространения деструктивного контента. Рейтинг был составлен инициативной группой, составленной из членов Общественной палаты, Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Лиги безопасного интернета. Презентацию, сообщает ТАСС, провела директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Поводом к проведению исследования стал вступивший в силу 1 февраля закон, обязывающий социальные сети самостоятельно выявлять и блокировать контент, признанный в России запрещенным. Больше всего таких материалов обнаружили в Facebook, YouTube и Twitter. Четвертое, пятое, шестое и седьмое места заняли Instagram, "ВКонтакте", TikTok и "Одноклассники".

Facebook, согласно исследованию, совершил 15 актов цензуры в отношении российских СМИ и компаний (YouTube – 28, Twitter – 11). Кроме того, инициативная группа насчитала там 112 материалов о незаконном обороте наркотиков (в YouTube – 52, Twitter – 12), 1900 материалов с информацией, признанной судами запрещенной и экстремистской (YouTube – 4420, Twitter – 100), 68 случаев оскорбления госсимволов (YouTube – 8, Twitter – 25), 124 фейка (YouTube – 81, Twitter – 12) и 87 призывов к суициду (YouTube – 35, Twitter – 32).

На позиции платформ в рейтинге также повлияло количество неудаленного противоправного контента, наличие или отсутствие у компаний представительства в России, готовность взаимодействовать с регулятором и скорость реакции на жалобы пользователей и надзорных ведомств.

Кроме того, учитывалась "политизированность" соцсетей – а именно, сколько раз в них блокировке или ограничению доступа подвергались аккаунты, не нарушающие законодательство РФ. Такие действия исследователи квалифицировали как политическую цензуру.

При этом они отметили, что по некоторым темам удаление деструктивного контента платформами стало эффективнее. Например, число публикаций о незаконном обороте наркотиков в Twitter уменьшилось со 150 до 12, а в Facebook – с 200 до 112. Также в Facebook стало меньше материалов с запрещенной судом и экстремистской информацией — 1900 вместо 2700. В YouTube же этот показатель вырос — с 3400 до 4420.

В целом меры, предпринимаемые платформами по удалению признанного противоправным контента, исследование характеризует как "существенные". В настоящий момент, в Facebook один противоправный материал приходится на 15177 пользователей, в YouTube – на 17301. По числу неудаленных противоправных материалов лидируют YouTube (4624), Facebook (2306) и Twitter (192).

Исследование также выявило сокращение активной аудитории Twitter после применения к соцсети мер воздействия в виде замедления трафика. За полгода со времени составления прошлого антирейтинга она сократилась почти на 10% (около 1 млн человек).