Москва стала мировым флагманом в развитии городских метеослужб

В России сейчас работает одна из самых развитых сетей наблюдения за атмосферными процессами. Это и многочисленные метеостанции, доплеровские радары, тысячи погодных датчиков. В Москве в рамках климатической доктрины внедряют новые метеотехнологии.

В одном городе может быть 100 станций метеонаблюдения. Данные о температуре, интенсивности осадков и высоте снежного покрова можно узнавать каждые 20 минут. А за шесть часов до начала снегопада можно спрогнозировать, в каких конкретно районах города он пройдет.

Москва стала флагманом на пути развития городских метеослужб и не только в нашей стране, но и в мире. В городе развернута густая сеть наблюдений за фактической погодой. В каждом округе установлены высокоточные датчики оценки количества осадков, высоты снежного покрова, направления и скорости ветра, температуры. А на подступах к столице изменения состояния атмосферы фиксирует современный доплеровский радиолокатор.

Метеорадар "наблюдает" за фактической погодой с высоты 37 метров: фиксирует характеристики облачности, направление и скорость ее перемещения.

В основе работы любого метеорадара – принцип радиоэха. Антенна отправляет короткие импульсы электромагнитных волн по направлению к горизонту. Когда эти импульсы попадают на частицы воды, они отражаются обратно, подобно эху. Время, которое требуется на возврат отражения, говорит о расстоянии до радара, а характеристики отраженного сигнала позволяют определить тип осадков, плотность облачности и целый ряд других параметров.

Галина Максимова, начальник управления метеорологических разработок ГБУ "Автомобильные дороги", рассказала: "Два года назад Москва купила доплеровский радиолокатор, и теперь мы представляем в радиусе ста километров от Москвы, где располагаются облачные системы, с какой скоростью они движутся и, самое главное, какая фаза осадков в приземном слое атмосферы. Очень важно знать, то ли это просто снег, то ли снег с дождем, то ли это просто дождь. Это для того, чтобы прогнозировать количество свежевыпавшего снега на магистралях города".

Данные локатора непрерывно сверяются с результатами наблюдений за погодой. Расчетная интенсивность и количество осадков сопоставляются с фактическими данными осадкомеров, установленных во всех округах Москвы. Система сама себя контролирует и уточняет, что в свою очередь повышает качество будущих расчетов.

Эстафету развития метеотехнологий принимает и Подмосковье. Близится к завершению проект Росгидромета и правительства Москвы по насыщению современными метеорологическими станциями всего столичного региона. Более 40 новых пунктов наблюдения позволят верифицировать результаты расчетов существующих гидродинамических моделей, а значит повысить точность среднесрочных прогнозов для региона.

Системами контроля изменений погодных условий оснащаются междугородние трассы. В Свердловской области автоматизированная сеть метеонаблюдений объединяет почти 11 тысяч километров региональных дорог. Информацию об изменении температурного режима и фазе осадков почти мгновенно получают дорожные службы.

Развивается и система оповещения населения. Уникальный проект реализован Приморским УГМС. Данные с метеостанций, гидропостов, радара, прогноз погоды в любой точке региона режиме реального времени сообщает метеобот.

Борис Кубай, начальник Приморского УГМС, рассказал: "Этой информацией пользуются органы власти, главы поселков, и так далее. Что делать – эвакуировать, не эвакуировать, насколько критична ситуация в данный момент. Можно видеть, допустим, что достигнута "красная линия" – уровень воды в реке поднимается, значит нужно, сопоставив два вида информации, принять решение о срочных мерах".

Опыт регионов, внедряющих новые технологии в систему наблюдений и прогнозирования погоды, подтверждает: чем точнее и детальнее становится информация, тем больше она востребована, тем эффективнее работа городских и дорожных служб, энергетики и сельского хозяйства. Чем больше мы знаем о погоде, тем меньше зависим от неё.