Чтение художественной литературы учит считывать эмоции людей

Чтение качественной художественной литературы способно развить эмпатию куда лучше, чем чтение литературного мейнстрима

Чтение качественной художественной литературы способно развить эмпатию куда лучше, чем чтение литературного мейнстрима
(фото Jayel Aheram/Flickr).

Возможно, читать "Пятьдесят оттенков серого" весьма просто и увлекательно, но это не поможет вам понимать мысли других людей так, как помогло бы чтение романа "Война и мир". К такому заключению пришли исследователи, в ходе серии экспериментов изучившие влияние литературы на способность человека к восприятию мыслей, эмоций и мотивации окружающих.

Ведущий автор нового исследования Дэвид Кидд (David Comer Kidd) пришёл в социальную психологию, изучая русскую литературу. Теперь он аспирант философского факультета Новой школы в Нью-Йорке (The New School), изучающий аргументы теоретиков литературы, разделяющих её на две категории. "Когда мы читаем захватывающий, но предсказуемый бестселлер, это весело: текст нас словно тащит по американским горкам, – говорит он. – Но настоящая литература налагает на читателя особую ответственность. Эти вымышленные миры полны символов, запутанных и необъяснимых мотиваций. Там нет однозначных инструкций, кому доверять и как чувствовать".

Кидд и его руководитель социальный психолог Эмануэле Кастаньо (Emanuele Castano), подозревают, что навыки, используемые нами для "навигации" по неоднозначным вымышленным мирам, могут послужить нам и в реальной жизни. В частности, чтение качественной художественной литературы усиливают нашу так называемую "теорию разума" (в русском варианте "модель психического состояния человека"). Это способность интуитивно ощущать чужое психическое состояние.

Простейший пример: когда кто-то с благодушным выражением лица поднимает руку, мы догадываемся, что он хочет "дать пять", а не ударить нас. Такие ощущения тесно связаны с эмпатией – способностью распознавать и разделять чувства окружающих.

Для изучения когнитивных эффектов двух типов художественной литературы, Кастаньо и Кидд разработали пять взаимосвязанных экспериментов. В каждом они попросили добровольцев читать от 10 до 15 страниц классической или популярной литературы. Среди отрывков были рассказы Антона Чехова и Дона

Делилло, а также произведения недавних победителей Национальной книжной премии США и Премии О. Генри.
Чтобы подыскать подходящий литературный мейнстрим, исследователи изучили топ продаж популярных онлайн-магазинов. Лидерами были такие книги, как "Грехи матери" Даниэлы Стил и "Исчезнувшая" Джиллианы Флинн. Также использовались произведения, относящиеся к жанру научной фантастики (например, рассказы Роберта Хайнлайна).

После того как испытуемые прочли свои отрывки, они выполнили тесты, позволившие учёным судить о "теории разума" добровольцев. Так, в одном из тестов они смотрели на лицо оппонента в течение двух секунд и определяли, был ли человек счастлив, рассержен, напуган или печален. В другом тесте они видели лишь глаза человека и определяли, какая эмоция доминирует во взгляде.

Чтение качественной художественной литературы способно развить эмпатию куда лучше, чем чтение литературного мейнстрима (фото Jayel Aheram/Flickr).

В среднем, представители групп, прочитавших классически и научно-фантастические произведения, показали результаты куда лучшие, чем члены контрольных групп, читавшие публицистику или вообще ничего не читавшие.

Нынешний вывод исследователей согласуется с предыдущими работами, показавшими положительную связь между вымышленной реальностью и "теорией разума". Но читатели качественной литературы и фантастики показали результаты хоть и не намного, но лучше, чем читатели мейнстрима. В среднем, читатели из "высокохудожественной" группы превзошли "популистов" на 1 вопрос (из 18) в первом тесте и на 2 вопроса (из 36) во втором.

Несмотря на столь небольшой разрыв, психологи отмечают, что даже очень небольшие различия в понимании собеседника могут иметь значение. Ведь в реальности любые ошибки в понимании чужих намерений и эмоций способны привести к серьёзным социальным недоразумениям.

Кидд и Кастаньо предполагают, что улучшение эмпатических способностей с помощью художественной литературы — прямой результат того, каким образом она воздействует на читателя. В отличие от популярной литературы, классическая требует от своих читателей интеллектуальной работы и развития творческих способностей.

"Так же, как и реальная жизнь, миры художественной литературы наполнены сложными персонажами, чья внутренняя жизнь не очевидна на первый взгляд, — говорят учёные. – Это исследование — шаг на пути к более глубокому пониманию взаимосвязи культурных артефактов, художественной литературы, аффективных и когнитивных процессов".

Исследование было опубликовано в журнале Science.

Также по теме:
Ранний отказ от чтения на ночь ухудшает способности школьников 
Билингвы обладают лучшей памятью и легче решают проблемы
Россияне о 100 книгах для внеклассного чтения: нужно добавить классики
Россия в цифрах. Чтение книг
Гаджеты помогут читать мысли
Телепатия: учёные научились читать мысли