Разработчики продемонстрировали способности робота-пожарного SAFFiR

Робот SAFFiR перед испытаниями облачили в защитный непромокаемый костюм, чтобы вода не повредила чувствительную электронику

Робот SAFFiR перед испытаниями облачили в защитный непромокаемый костюм, чтобы вода не повредила чувствительную электронику
(фото US Navy).

Робот-пожарный SAFFiR пока ещё далёк от совершенства, но он смог потушить тестовый пожар на корабле

Робот-пожарный SAFFiR пока ещё далёк от совершенства, но он смог потушить тестовый пожар на корабле
(фото US Navy).

В паре с роботом-гуманоидом, возможно, будет работать небольшой беспилотник

В паре с роботом-гуманоидом, возможно, будет работать небольшой беспилотник
(фото CMU).

Робот SAFFiR перед испытаниями облачили в защитный непромокаемый костюм, чтобы вода не повредила чувствительную электронику
Робот-пожарный SAFFiR пока ещё далёк от совершенства, но он смог потушить тестовый пожар на корабле
В паре с роботом-гуманоидом, возможно, будет работать небольшой беспилотник

Профессия пожарного хоть и считается почётной, но трудно поспорить с тем, что это одна из самых опасных работ в мире, которую может взять на себя человек. Отдельный случай составляют пожары на кораблях: замкнутое пространство, огромное расстояние до берега, никакой помощи со стороны. Поэтому ВМС США решили поручить тушение внезапных возгораний на своих судах роботам.

Специалисты из Управления военно-морских исследований разработали и испытали прототип робота SAFFiR. Теперь же представители организации публикуют результаты полевых испытаний машины, которые проходили в ноябре 2014 года на борту корабля USS Shadwell.

SAFFiR — двуногий робот-гуманоид. Его "рост" составляет 178 сантиметров, а вес 64,8 килограммов. Инженеры создали военного пожарного на основе более ранней разработки учёных из Технологического университета Вирджинии — робота CHARLI-L1. Так же как и предшественник, SAFFiR обладает способностью передвигаться по любым неровным поверхностям и преодолевать препятствия, но шаблоны его движений заточены под конкретные цели — тушение огня и спасение боеприпасов.

"Балансировать на неровных поверхностях, особенно когда на пути постоянно оказываются новые препятствия — невероятно трудная задача для двуногих роботов. Система контроля движений всего тела позволяет роботу оптимизировать своё положение и движения суставов таким образом, что машина сохраняет свой центр тяжести даже на движущихся неустойчивых поверхностях", — рассказывает Брайан Латтимер (Brian Lattimer), доцент машиностроения в Технологическом университете Вирджинии.

Робот-пожарный SAFFiR пока ещё далёк от совершенства, но он смог потушить тестовый пожар на корабле
(фото US Navy).

Чтобы обнаружить возгорание, SAFFiR использует тепловизор, лидар и массу других датчиков. Всё это позволяет роботу определить необходимое направление движения и свободно передвигаться сквозь толстую завесу дыма.

В настоящее время SAFFiR не полностью автономен: прототип передвигается благодаря системе дистанционного управления. Однако инженеры планируют доработать его и сделать так, чтобы робот смог самостоятельно передвигаться без контроля со стороны человека, и кроме того переносить пожарные шланги. Но даже в этом случае основные команды ему должны будут поступать со стороны человека.

Результаты испытаний робота SAFFiR разработчики представили 4 февраля на военно-морской выставке-конференции Future Force Science & Technology Expo. Инженеры показали видео, где робот успешно справляется со своей задачей. Одетый в непромокаемый костюм для защиты тонкой электроники от воды, SAFFiR тушит пожар на USS Shadwell при помощи небольшого шланга.

Теперь разработчики трудятся над повышением скорости передвижения робота, его автономности и налаживают систему коммуникаций между машиной и базой дистанционного управления. Возможно, в будущем SAFFiR будет выполнять не только роль пожарного. Латтимер и его коллеги считают, что такая "умная" машина сможет проводить и профилактические работы на военных кораблях.

В паре с роботом-гуманоидом, возможно, будет работать небольшой беспилотник
(фото CMU).

Добавим, что у робота SAFFiR, возможно, будет напарник-помощник. Им станет летающий дрон, разработанный исследователями из Института робототехники при университете Карнеги-Меллона. Идея заключается в том, что беспилотник сможет передвигаться по самым труднодоступным для двуногого робота коридорам, обнаруживать эпицентр возгорания и сигнализировать SAFFiR, куда ему следует идти.

Миниатюрный дрон также оснащён передовой системой датчиков, что позволяет ему выполнять свою работу очень эффективно. Его ширина составляет всего 58 сантиметров, что позволяет ему передвигаться не только по коридорам, но и без труда сновать между люками военных кораблей.

Испытания, которые проходили на USS Shadwell, показали эффективность парной работы SAFFiR и его миниатюрного дрона. Теперь представители ВМС США обдумывают возможность закупки парных роботов-пожарных.