Старые антибиотики перевооружили для борьбы с супербактериями

Исследователи нашли способ усовершенствовать антибиотики для борьбы против "супербактерий".

Фото Global Look Press.

Во всём мире время от времени выявляются различные "супербактерии", которые буквально терроризируют медиков своей устойчивостью к антибиотикам. Опасность состоит в том, что очень часто мультирезистентные бактерии живут в больничных раковинах и водосточных трубах, то есть в непосредственной близости от уязвимых пациентов.

В прошлом году в анализе правительства Великобритании заключалось, что к 2050 году "супербактерии" потенциально способны стать причиной смертей до десяти миллионов людей в год, а в начале этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала список устойчивых к антибиотикам приоритетных патогенов – первый подобный документ за всю 69-летнюю историю организации. Иными словами, специалисты всего мира действительно считают, что "супербактерии" являются серьёзной угрозой; и потому начался поиск эффективных способов борьбы с ними.

Недавно команда учёных Научно-исследовательского института Скриппса (The Scripps Research Institute) разработала ещё один способ, его цель – "перевооружить" широко используемые сегодня антибиотики с целью сделать их более эффективными, чем когда-либо прежде. Примечательно, что специалисты действительно ведут войну с "супербактерии" на нескольких фронтах. Так, одни разрабатывают антимикробные материалы, уничтожающий бактерии гель или предлагают использовать свет с целью уничтожения болезнетворных бактерий.

Теперь же исследователи Научно-исследовательского института Скриппса сфокусировались на структурном изменении ранее уже известных антибиотиков в надежде сделать их более эффективным.

Специалисты обратились к ванкомицину – антибиотику, который используется повсеместно вот уже на протяжении 60 лет, но недавно бактерии начали развивать устойчивость и к нему. Исследователи ранее уже разработали две модификации, чтобы сделать ванкомицин более "мощным", однако новая разработка добавляет третью модификацию. Всё это препятствует тому, чтобы бактерии смогли развить сопротивлению к этому антибиотику.

Иными словами, учёные модифицировали структуру ванкомицина таким образом, что он начал уничтожать микробов, которые ранее выработали устойчивость к оригинальной версии антибиотика.

"Это повышает надёжность антибиотика, — говорит ведущий исследователь Дейл Богер (Dale Boger). – Он действует на бактерий тремя разными путями, благодаря чему его "живучесть" многократно возросла. Организмы просто не могут одновременно искать пути решения трёх разных задач – даже если они справятся с одним механизмом действия, два других их обязательно убьют".

Новый усовершенствованный ванкомицин уже был успешно проверен на особой бактерии Enterococci, которая ранее выработала к нему устойчивость.

Главной проблемой этой усовершенствованной "версии" антибиотика пока является сложность его производства – оно включает в себя 30 разных стадий и достаточно сложных реакций, сообщает РИА Новости. Так что специалистам в будущем необходимо разработать эффективный способ синтезирования модифицированного ванкомицина.

Исследования, подобные научной работе американских учёных, дают человечеству ценные "боеприпасы", необходимые в борьбе с "супербактериями". Кстати, ранее такие организмы также потерпели первое поражение от генных инженеров.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences.