Изменив маршрут "дом-школа", дети могут избежать многих проблем со здоровьем

Избегая оживлённых магистралей, можно обезопасить себя и своих детей от воздействия вредных веществ.

Избегая оживлённых магистралей, можно обезопасить себя и своих детей от воздействия вредных веществ.
Фото с сайта pixabay.com.

Графическое изображение измеренного уровня загрязнения воздуха диоксидом азота в разных районах города. Чем темнее цвет, тем выше концентрация газа.

Графическое изображение измеренного уровня загрязнения воздуха диоксидом азота в разных районах города. Чем темнее цвет, тем выше концентрация газа.
Иллюстрация Diana Varaden, Einar Leidland, Dr Ben Barratt.

Избегая оживлённых магистралей, можно обезопасить себя и своих детей от воздействия вредных веществ.
Графическое изображение измеренного уровня загрязнения воздуха диоксидом азота в разных районах города. Чем темнее цвет, тем выше концентрация газа.

В крупных городах всего мира проблема загрязнения воздуха стоит очень остро. Исследователи уже выяснили, что плохое качество воздуха связано с возникновением ряда психических расстройств и нарушением зрения, а также негативно сказывается на развитии будущего ребёнка.

В начале этого года правительство британской столицы заказало учёным из Королевского колледжа Лондона большое исследование качества городского воздуха и его влияния на школьников.

В проекте приняли участие более 250 учеников пяти крупных лондонских учебных заведений. В течение одной учебной недели добровольцы носили рюкзаки, снабжённые специальными датчиками. Приборы измеряли уровень диоксида азота в воздухе.

Кроме того, встроенный в рюкзак GPS-навигатор отслеживал маршруты, которыми дети добирались в школу и домой.

По словам руководителя исследования Бенджамина Баррэтта (Benjamin Barratt), определить количество диоксида азота (токсичного газа, производимого дизельным транспортом) было крайне важно. Загрязнённый им воздух нарушает рост и развитие лёгких. Эти нарушения могут сохраняться и прогрессировать по мере роста ребёнка. В дальнейшем, уже во взрослом возрасте, у человека из-за этих патологических изменений нередко развиваются такие заболевания как хроническая обструктивная болезнь лёгких или астма.

Авторы работы отмечают: благодаря высокой заинтересованности юных исследователей они произвели почти 500 миллионов замеров концентрации диоксида азота практически по всему Лондону.

Этот исчерпывающий набор данных позволил также проанализировать безопасность различных маршрутов и видов транспорта, используемых детьми.

Согласно результатам исследования, уровень токсичного газа разительно различался в оживлённых и более тихих местах.

Графическое изображение измеренного уровня загрязнения воздуха диоксидом азота в разных районах города. Чем темнее цвет, тем выше концентрация газа.

Так, маршруты, пролегающие вдоль крупных магистралей, представляли наибольшую опасность для здоровья детей. Датчики загрязнения воздуха фиксировали наивысшую концентрацию диоксида азота – 143 микрограмма на один кубический метр.

Путь, ведущий через более тихие дворы и закоулки, снизил газовую нагрузку на школьников почти вдвое (счётчики зафиксировали 78 микрограммов диоксида азота на кубический метр воздуха).

Как показал анализ, использование транспорта оказалось несколько худшей альтернативой (85 микрограммов диоксида азота на один кубометр).

Для сравнения поясним, что магистрали, вдоль которых среднегодовой уровень загрязнения превышает 40 микрограммов диоксида азота на один кубический метр, нарушают допустимые пределы загрязнения воздуха, установленные законодательством Великобритании.

Концентрация диоксида азота также заметно колебалась в течение дня. Например, уровень загрязнения в утренние часы повышался в пять раз, а вечером – в четыре раза по сравнению с дневными показателями. Исследователи связывают это с резким ростом выбросов токсичных газов в часы пик.

Бенджамин Баррэтт отмечает, что учёные и ранее получали данные об относительной безопасности воздуха около менее оживлённых трасс. Однако эта информация не была подкреплена такими подробными измерениями, показывающими, насколько сильно и в каких частях города дети подвергаются воздействию вредных веществ.

Авторы считают основной целью своей новой работы привлечение внимания родителей к вопросу загрязнения воздуха, которым дышат их дети.

Ежедневное ношение специальных датчиков, измеряющих уровень вредного газа, сделало эту проблему более ощутимой и реальной. Понимание того, что их дети подвергаются воздействию вредных выбросов, вынудило многих родителей пересмотреть своё отношение к этой ежедневной проблеме.

Заметим, что специалисты достигли своей цели. Большинство родителей школьников, принимавших участие в эксперименте, попросили своих детей выбирать менее загруженные дороги для похода или поездки в школу и чаще пользовались менее оживлёнными маршрутами.

"Контролируя качество воздуха, которым дети дышат по дороге в школу и домой, мы сможем лучше понять, какие загрязняющие вещества являются наиболее опасными и откуда они поступают. Это поможет улучшить общественное здоровье в целом", – комментирует Баррэтт в пресс-релизе.

В заключение исследователи отмечают, что и тихие улицы, к сожалению, не оказались панацеей. Датчики в рюкзаках школьников периодически фиксировали короткие всплески концентрации диоксида азота, вызванные проезжавшими мимо машинами.

Кстати, родители, отвозившие и забиравшие детей на автомобилях, также способствовали ухудшению качества воздуха, оставляя двигатели на холостом ходу.

Результаты работы британских специалистов опубликованы в открытом доступе на сайте правительства Лондона.

Добавим, что авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали об изобретении, спасающем от вредных веществ в воздухе, и необычном способе измерять уровень загрязнения воздуха, предложенном российскими учёными. Писали мы и о том, что загрязнённый воздух ежегодно становится причиной смерти миллионов людей.

Не пропустите самые интересные научные события, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.