Полный курс лучевой терапии рака теперь можно провести за секунду

Примерно половине пациентов с с раком органов брюшной полости назначают лучевую терапию.

Фото EPA.

Новая сверхбыстрая методика лечения рака не только удобнее, но и безопаснее для пациентов, уверены разработчики.

Учёные разработали новый метод сверхбыстрой лучевой терапии рака с помощью протонов и испытали его на животных. Как показали эксперименты, однократное облучение большой дозой радиации имеет такой же лечебный эффект, как и традиционные методы. При этом оно безопаснее для пациента.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в издании International Journal of Radiation Oncology, Biology, and Physics.

Лучевая терапия заключается в том, что медики убивают раковые клетки радиацией, стараясь при этом минимально повредить здоровые ткани. Для этого может использоваться жёсткое электромагнитное излучение (рентгеновское или гамма-), или же потоки частиц: электронов, нейтронов или протонов.

В последние годы учёные активно апробируют подход, известный как флэш-терапия. В его рамках пациента однократно облучают большой дозой радиации, вместо того чтобы, как обычно, растягивать лечение на несколько недель. По данным некоторых исследований, такой метод меньше вредит пациенту, чем традиционная терапия.

Методика экспериментальная, и исследователи делают только первые шаги. В частности, некоторые научные группы опробовали лечение электронами. Но те не проникают глубоко в организм, поэтому ими нельзя уничтожить опухоли внутренних органов.

Другие исследователи использовали электромагнитное излучение, но существующее оборудование не позволяет пациенту быстро получить дозу, необходимую для флэш-терапии.

Есть некоторые результаты и по протонной флэш-терапии, но эта область всё ещё малоисследована. В частности, в предыдущих работах применялись специально разработанные установки. Между тем важно понять, можно ли использовать этот метод с традиционным оборудованием для лучевой терапии. На это, в частности, и было направлено новое исследование.

"Это первый случай, когда кто-либо публикует результаты, демонстрирующие возможность использования для генерации флэш-доз протонов, а не электронов, с ускорителем, используемым в настоящее время для клинического лечения", – отмечает соавтор работы Джеймс Метц (James Metz) из Пенсильванского университета.

Авторы добились, чтобы аппарат создавал облучение с дозировкой 78 ± 9 грей в секунду. Этого достаточно, чтобы человек получил всю дозу, причитающуюся на полный курс лечения, менее чем за секунду. Для сравнения: в традиционной лучевой терапии используется доза менее 1 грей в секунду.

Учёные облучали брюшную полость подопытных мышей с раком поджелудочной железы. Часть животных подвергалась флэш-терапии, а остальные – традиционному лечению. При этом суммарная доза у тех и других была одинаковой.

Эксперименты показали, что оба метода одинаково хорошо ликвидируют опухоль. Однако флэш-терапия оказалась гораздо более щадящей для клеток кишечника (они активно делятся, поэтому радиационное повреждение их ДНК особенно опасно).

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о способе защитить кишечник от высоких доз радиации. Также мы рассказывали о лечении рака с помощью ультразвука и вирусов.