Биометрические данные велосипедистов помогут избежать ДТП

Некоторые участки дороги могут вызывать у участников движения умственную "перегрузку", которая и становится причиной аварии.

Некоторые участки дороги могут вызывать у участников движения умственную "перегрузку", которая и становится причиной аварии.
Фото Pixabay.

Безопасность дорожного движения, включая безопасность пешеходов и велосипедистов, зависит от качества дорожной инфраструктуры. И не в последнюю очередь, к примеру, от того, есть ли в опасных местах дороги светофоры.

Во многих странах, включая Россию, необходимость конкретного участка дороги в светофоре определяется количеством проезжающих автомобилей и пересекающих дорогу пешеходов. В России также действует стандарт, требующий установки светофора в местах, где в течение года присходит не менее трёх ДТП.

В США похожее правило гласит, что светофор на небезопасном участке дороги необходим, если в течение года на нём произошло не менее пяти ДТП с участием пешеходов.

Совсем не обязательно ждать первой аварии, чтобы понять, что дорожная инфраструктура нуждается в улучшении, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Accident Analysis & Prevention.

Исследователи из Университета штата Пенсильвания разработали новый метод оценки дорожной безопасности, основанный на прогнозировании опасных ситуаций. Этот метод учёные противопоставляют пассивному ожиданию того, что на дороге произойдет столкновение с, возможно, непоправимым финалом.

"Сегодня у нас есть технологии, наука о данных (data science) и возможность исследовать безопасность такими способами, которые ещё не существовали на заре формирования правил дорожной безопасности. Нет никакой необходимости просто реагировать [на опасность] при планировании транспортных систем; вместо этого мы можем разработать инновационные, проактивные методы способы оценки безопасности нашей инфраструктуры", — отмечает ведущий автор исследования Меган Райерсон (Megan Ryerson) из Университета штата Пенсильвания.

Для этого исследовательская группа под руководством профессора Райерсон разработала подход, измеряющий когнитивную нагрузку велосипедистов, проезжающих по городу. Термином "когнитивная нагрузка" исследователи называют в пресс-релизе меру возможностей человека воспринимать и обрабатывать информацию.

Учёные проанализировали, как меняются когнитивная нагрузка и уровень стресса у велосипедистов в разных дорожных условиях города Филадельфия. В 2018 году 39 велосипедистов проехали один и тот же маршрут в черте города. Исследователи "оснастили" участников очками, отслеживающими движения глаз, к которым были прикреплены камеры, записывающие как лица самих велосипедистов, так и их окружение.

Дополнительно специальный гироскоп считывал движения глаз и головы участников со скоростью 100 показаний в секунду.

Незадолго до эксперимента на маршруте появились выделенные велодорожки, поэтому для всех участников поездка по этой дороге была совершенно новым опытом. К тому же дорожная инфраструктура на этом маршруте менялась примерно каждые 8-10 минут поездки.

Велосипедисты проезжали как по отдельным велодорожкам, так и по велодорожкам, расположенным рядом с потоком машин, а также по местам, совершенно не обустроенным для проезда велосипедистов.

В общем, такой маршрут как нельзя лучше подходил для проведения эксперимента. За всё время поездки участники оказывались в самых разных дорожных условиях, которые могли вызвать изменение уровня стресса и когнитивной нагрузки велосипедистов.

Важнейшим достижением этого исследования стало то, что участки дороги, где происходит больше всего аварий, действительно совпадают с местами, где участники исследования испытывали наибольшую когнитивную нагрузку. То есть на этом участке дороги нужно было следить за таким количеством событий одновременно, что что-то (или кого-то) можно было упустить из виду. Такая "невнимательность" зачастую и становится причиной столкновения велосипедиста с пешеходом или автомобилем.

Таким образом, высокая когнитивная нагрузка участников дорожного движения действительно указывает на повышенный риск дорожно-транспортного происшествия.

К тому же исследователи отметили, что опытные и уверенные в своих силах велосипедисты испытывали повышенный стресс в тех же местах дороги, что и менее опытные участники.

Безусловно, опыт и знания ПДД в какой-то мере помогают обеспечить свою безопасность на дороге, но недостатки транспортной инфраструктуры всё равно влияют на всех участников движения одинаково, говорят учёные.

Авторы исследования продолжают обрабатывать данные других экспериментов, чтобы уточнить полученные ими выводы.

К слову, ранее мы писали о новом радаре, который должен обеспечить безопасность на дорогах, а также о том, что стиль вождения может выдать начало деменции у водителя. Также мы сообщали о том, что примерно половина водителей испытывает особенный вид стресса из-за ускорения автомобиля.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".