Судно с коллекцией картин Айвазовского разграбили

Затонувший в конце XIX века у берегов Крыма русский пароход "Генерал Коцебу" в последнее десятилетие, возможно, был разграблен. Об этом рассказал Роман Дунаев – руководитель подводной экспедиции "Нептун", подробно изучившей затонувший пароход совместно с Черноморским центром подводных исследований.

Затонувший в конце XIX века у берегов Крыма русский пароход "Генерал Коцебу" в последнее десятилетие, возможно, был разграблен. Об этом рассказал РИА Новости Роман Дунаев — руководитель подводной экспедиции "Нептун", подробно изучившей затонувший пароход совместно с Черноморским центром подводных исследований.

"Генерал Коцебу" — первый пароход, вошедший в Суэцкий канал при его открытии 17 ноября 1869 года. На борту парохода находилась делегация России, в том числе знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский. "Генерал Коцебу" погиб в 1895 году после столкновения с судном Черноморского флота "Пендераклия", и был обнаружен около десяти лет назад на глубине более 40 метров в нескольких милях от мыса Тарханкут.

По словам Дунаева, внутри парохода обнаружено более десятка картин, некоторые из которых, возможно, были написаны самим Иваном Айвазовским: он работал на корабле, и известно, что на судне, где он побывал, художник всегда оставлял свои работы. Состояние полотен и возможность их подъема на поверхность оценить сложно. В задачи экспедиции "Нептун" это не входит — этим вопросом после подробного изучения всех фото и видеоматериалов займется Черноморский центр подводных исследований.

Внутри корпуса парохода, сохранившегося целым после крушения, побывали шесть дайверов экспедиции. По словам Дунаева, большой интерес вызывает интерьер парохода, а также якоря, которые можно поднять и передать в музей. Однако, добавил руководитель экспедиции, пароход "уже подвергся небольшому разграблению, причем вандальным способом".

В носовой части корпуса "Генерала Коцебу" вырезаны четкие квадратные отверстия для проникновения внутрь. По мнению Дунаева, их проделали явно не гражданские лица, а профессиональные службы, либо работавшие подводной сваркой, либо чем-то пропилившие их.

"Можно сказать, что это произошло в последние десять лет, но они не свежие, то есть, это произошло не в этом и не в прошлом году", — добавил Дунаев.

В ближайшее время будут представлены результаты подробной гидролокации и фотограмметрия корабля. Следующий этап экспедиции "Нептун" коснется гидролокации мест гибели английских и французских военных кораблей времен Крымской войны, затонувших у берегов полуострова в 1853-54 годах.