Тема:

Взрывы на полигоне Ашулук 11 лет назад

Склады Минобороны превратились в пороховые бочки

По всей России – десятки арсеналов и полигонов, подобных Ашулуку, где прогремел взрыв, и погибли 6 военнослужащих. На них ежедневно гремят взрывы. Военные уничтожают боеприпасы, у которых вышел срок годности, наследие холодной войны. Иногда не обходится без ЧП, и последствия тогда бывают страшными.

По всей России – десятки арсеналов и полигонов, подобных Ашулуку, где 23 августа прогремел взрыв, погибли шестеро военнослужащих. На них ежедневно гремят взрывы. Военные уничтожают боеприпасы, у которых вышел срок годности, наследие холодной войны. Иногда не обходится без ЧП, и последствия тогда бывают страшными.

73-й арсенал хранит боеприпасы для ракетчиков-артиллеристов. Настоящая пороховая бочка на нескольких сотнях гектаров леса, Понятно, что даже маленькой искры здесь теперь боятся как огня. По периметру – камеры слежения, вокруг каждого ангара – земляной вал, чтоб в случае чего погасить взрывную волну.

Реактивные снаряды – 100- и 122-миллиметровые, системы "Игла", ракеты "Град". Но постройки времен 60-х – на вид крепкие и вроде должны выдержать любое ЧП.

Один из самых крупных складов боеприпасов в Нижегородской области. В системе российского Министерства обороны он считается образцовым. Точно таким называли и печально известный 102-й арсенал в удмуртском поселке Пугачево. 2 июня около 17-го хранилища арсенала №102 начинается пожар. Огонь тушат, но делать это среди ракет, снарядов и выстрелов гранатометов можно только 20 минут – пока не прогорели деревянные ящики. Дальше начинают детонировать снаряды.

Местных жителей эвакуировали за 10 километров, осколками убило солдата-срочника Тимура Миниахметова. Два дня гремит канонада, и над Пугачево летают снаряды. Только 4-го, когда взорвалось все, что могло, людям разрешают вернуться. Тогда они понимают, что родились в рубашке.

До сих пор домам залечивают осколочные раны – вставляют окна и двери. Внутри самого арсенала – мертвая зона. Из более сотни хранилищ уцелели лишь 12.

"В окончательно снаряженном виде мы боеприпасы обозначаем для последующего уничтожения на месте, – рассказывает командир группы разминирования Андрей Касаткин. – Будем на месте их уничтожать".

Аккуратно они грузят снаряд за снарядом. Все валы усеяны гильзами. Внутрь технической зоны арсенала входить запрещено – там настоящее минное поле.

Как минимум год, а, может, и два на арсенале в Пугачево еще будут работать саперы. Разминирование, подрывы. Ни о каких восстановительных работах на этой территории речи пока не идет. Разлет осколков, по предварительным подсчетам, составил полтора километра. Это значит, что и соседний с арсеналом лес опасен для жизни. Никаких грибов и ягод в этом году местным жителям там точно не собирать. Отчаянные грибники все равно идут в лес, но находят не грибы, а части реактивных снарядов, свалившихся с неба.

Пока бригада саперов по несколько раз в день ездит по вызовам, следствие разбирается, как это ЧП вообще случилось. Версия теракта сразу отпала. Осталась вторая – говорят, кто-то закурил.

102-й арсенал восстановлен не будет, а командиров, допустивших этот пожар, скорее всего, уволят. За взрывом в Удмуртии начались проверки на всех ста с лишним российских арсеналов и хранилищ. Хранят они, как правило, миллионы стандартных зеленых ящиков. Съемочная группа "России-24" посмотрела, что в одном из них. Оказалось, что в этих ящиках хранится противотанковая управляемая ракета образца 78-го года.

Это наследие гонки вооружений и наследство Советской армии. На уничтожение грузят и реактивные снаряды. Судя по маркировке, 50-х годов выпуска. Думая о мире, Советский Союз копил боеприпасы, и сегодня у военных хранится огромное количество смертельного "антиквариата".

"Ряд вооружений, военной техники снято с обеспечения комплектования войск, – отмечает заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков. – Естественно, таких систем нет. Есть боеприпасы, которые хранятся со времен Великой Отечественной войны и входят в систему вооружения, которая была тогда. В том числе и легендарные наши "Катюши" тоже имеют еще запас этих реактивных снарядов".

Их вывозят на военные полигоны и уничтожают. Старые снаряды, мины и бомбы можно только взорвать. Уложить можно не более 120 тонн в тротиловом эквиваленте в одну яму.

"Подрывается взрывчатым веществом – тротилом либо пластичным взрывчатым веществом", – поясняет командир группы взрывных работ Юрий Удалов.

Несколько минут до подрыва. Боец обкладывает головную часть снаряда тротилом, сапер проверяет проводку. С расстояния два километра из бункера, куда уже отвели солдат, дается команда на подрыв.

Свои запасы Минобороны уничтожает на 65 полигонах по всей стране. Что-то можно разобрать, делают это в цехах, где раньше те же снаряды собирали.

Арсеналы забиты старыми боеприпасами под завязку. Там, где ракеты не лежат под открытым небом, они хранятся в строенных еще пленными немцами бараках. Рядом военные возводят новые, бетонные, почти зарытые в землю хранилища. Здесь опасный груз будет ждать утилизации.

"Даже если что-то здесь произошло, с учетом таких стен, с учетом того, что они обсыпные, разлет минимизирован до невозможности", – констатирует начальник 73-го арсенала Западного военного округа Андрей Романенко.

Автоматическая система пожаротушения необходима давно, если пожары и взрывы на складах за последние 2 десятка лет случались почти 30 раз. В соседних с арсеналами поселках, хоть и живут, как на пороховой бочке, а все активнее застраивают так называемую "зону отчуждения" и привозят детей на каникулы.

Санкт-Петербург, Ярославль, Ульяновск – взрывы стали поводом, чтоб военные вывели 31 арсенал из крупных российских городов. Большая часть из них, заявляют в Министерстве обороны, будет расформирована.

"В 2010 году мы 4 этих арсенала вывезли и расформировали, – сообщает Дмитрий Булгаков. – На сегодняшний день 10 арсеналов вывезены и уже встали на путь расформирования. В семи арсеналах мы заканчиваем вывозить. Практически в этом году мы вывезем и расформируем еще 18 арсеналов. Следовательно, получится у нас 22 арсенала. Остается 7 арсеналов, которые будут завершены в следующем году".

Число арсеналов и баз хранения, военные собираются сократить в 3 раза, а до этого еще несколько лет будут звучать взрывы, и саперы будут уничтожать опасное наследие холодной воны.