Тема:

Гибель главы концерна Total 3 года назад

Черные ящики и кофе с ликером: причины катастрофы во Внукове определяют эксперты

Водитель снегоуборочной машины, в которую врезался самолет Falcon, не знает, как оказался на взлетно-посадочной полосе. Для выяснения причин трагедии в аэропорту Внуково будет проведена серия следственных экспериментов. В этой катастрофе погиб глава концерна Total Кристоф де Маржери.

Водитель снегоуборочной машины, в которую врезался самолет Falcon, сам не знает, как оказался на взлетно-посадочной полосе. Об этом он рассказал на допросе. Для выяснения причин трагедии в аэропорту Внуково будет проведена серия следственных экспериментов. В катастрофе поздним вечером 21 октября погиб глава концерна Total Кристоф де Маржери. Расшифровка черных ящиков займет 2-3 дня, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете. В МАК особо подчеркнули, что перед специалистами не стоит задачи найти виновных. Цель МАК — восстановить обстоятельства трагедии.

Расшифровываются два самописца с самолета Falcon — речевой и параметрический.

Копирование информации с бортовых самописцев и передачу показаний черных ящиков на детальную расшифровку специалисты Межгосударственного авиационного комитета вместе с французскими экспертами завершили еще до полудня.

"Это зависит от того, какие там исходные данные по идентификации. Сейчас это трудно сказать. Думаю, в течение суток-двух мы должны будем справиться", — отвечает эксперт МАК о времени, которое займет расшифровка самописцев.

Параметрический и речевой самописцы были извлечены из-под обломков сразу после катастрофы самолета и доставлены в лабораторию МАК на Большой Ордынке.

Это самая закрытая часть МАК — лаборатория обработки информации бортовых регистраторов. За все время существования МАК порог этого кабинета не пересекал ни один неспециалист. И сейчас за этой дверью работают французские и российские эксперты, чтобы расшифровать показания черных ящиков.

До приезда французских специалистов бортовые самописцы находились в опломбированном помещении. Первое официальное заявление о ходе расшифровке прозвучало еще днем 22 октября.

"На самолете установлены современные хорошо защищенные самописцы, что позволило оперативно провести данные работы. Надеемся, что качество скопированной информации окажется достаточным для проведения всестороннего расследования", — заявил журналистам заместитель главы Межгосударственного авиационного комитета Сергей Зайко.

Расшифровка данных бортовых самописцев ведется тщательно и скрупулезно. В расследовании трагедии во Внукове сейчас важны мельчайшие детали. Самописцы фиксировали ситуацию до столкновения. 40 секунд — столько, сколько продолжался разгон самолета и его отрыв до столкновения со снегоуборочной машиной.

Поэтому информация о полете предельно сконцентрирована. Одновременно это и облегчает, но и усложняет задачу. Параметры расшифровки нужно тщательно изучить и соотнести с показаниями водителя снегоуборочной машины.

Следователи уже допросили 60-летнего Владимира Мартыненко, задержанного накануне на двое суток.

"Я потерял ориентир. Сам не заметил, когда я выехал на взлетную полосу. Будем считать, что выехал. Машина моя стояла в свете фонарей. И в это время произошло столкновение. Самолет шел на взлет, и я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает", — признался водитель снегоуборочной техники Владимир Мартыненко.

Еще раз исходные данные: На часах — 23 часа 57 минут. Falcon начинает разгон по первой полосе аэропорта. Метеорологическая видимость 350 метров. Разгон продолжается 40 секунд. Самолет набирает скорость 200 километров в час. Этого достаточно, чтобы оторваться от земли. Но впереди появляется снегоуборочная машина.

Удар левой стойкой шасси или крылом, точного заключения по-прежнему нет, самолет подбросило в воздух, он перевернулся, упал и взорвался. Обломки разбросало в радиусе 200 метров. Так выглядит событийная картина трагедии. Но что определило эти события?

Уже в ходе допроса следователи обратили внимание на ряд деталей в рассказе Мартыненко. Для точности они от руки со слов задержанного нарисовали схему того, что происходило на взлетной полосе в ту роковую ночь.

Вопросов по-прежнему действительно много. Пожалуй, главный сейчас — где все-таки находилась машина технических служб аэропорта: на полосе или все же в стороне от нее. Пока точного ответа на этот вопрос нет. Показания тоже разнятся.

— То есть вы ехали фактически не по полосе взлета?

"За фонарями. Полоса за 30 с чем-то метров", — отвечает водитель снегоочистительной машины.

То есть, самолет должен был проходить рядом, а каким-то образом прошел по другому курсу.

Фактическое положение самолета во время взлета и нахождение снегоуборочной машины, погодные условия, состояние пилотов и техники. Теперь важно все. Во многом участие в расследовании французских экспертов вызвано не только необходимостью совместного анализа показаний черных ящиков, но и предоставлением технических данных о самолете.

Компания Dassault, которая выпускает бизнес-джеты Falcon, тоже французская. И значит, все особенности конструкции и эксплуатации сейчас лучше всех знает именно французская сторона.

Эксперты из Франции разделилась на две группы. Одна работает в авиакомитете, а другая на месте крушения.

"Мы приехали, чтобы помочь русской команде исследователей помочь расшифровать переговоры в кабине, расшифровать какие-то нюансы, специфические термины, поскольку пилоты разговаривали по-французски. Мы также можем предоставить любые технические данные самолета, поскольку с нами прилетели представители Dassault – компании, которая разрабатывала самолет. Так что наша задача – предоставить как можно больше информации для следствия, всячески помогать расследованию", — пояснил по прилете в Шереметьево уполномоченный представитель французского бюро по расследованию авиационных происшествий Франсуа Ошар.

Весь день журналисты дежурили у здания Басманного суда, куда после допроса должны были доставить Мартыненко. Но 22 октября подозреваемого в суд так и не доставили. Как стало известно, расследование авиакатастрофы во Внукове будет вести старший следователь по особо важным делам Михаил Гуревич. В свое время он занимался делом о крушении Ту-154 президента Польши Леха Качиньского.

По-прежнему прорабатываются 4 версии. В том числе, ошибка диспетчера и ошибка водителя снегоуборочной машины.

Ранее в Следственном комитете России объявили, что в крови водителя обнаружили следы алкоголя. В то же время его адвокат заявил, что подзащитный вообще не употребляет спиртные напитки, так как у него больное сердце, и потребовал провести независимую экспертизу.

По ряду сообщений, сам Мартыненко признался в том, что перед тем, как сесть за руль, он все же выпил кофе с ликером.