Автор "Катыни" и "Человека из мрамора" награжден российским орденом Дружбы

Польский режиссер Анджей Вайда указом Дмитрия Медведева удостоен российского ордена Дружбы за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры. Сын расстрелянного НКВД польского офицера, Вайда рассказал миру о трагедии в Катыни.

Польский режиссер Анджей Вайда указом Дмитрия Медведева удостоен российского ордена Дружбы за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры. Вайда – лауреат престижных международных премий, живой классик мирового кино. Но связь с Россией у него действительно особая. Сын расстрелянного НКВД польского офицера, Вайда рассказал миру о трагедии в Катыни. При этом он признаётся в любви к Достоевскому и радуется оттепели в отношении двух стран.

Всегда улыбчив, с небрежно накинутым на плечи шарфом: Анджей Вайда мечтал стать художником, а стал живописцем экранных и театральных сцен. Один из ярчайших мастеров польского и мирового кинематографа – он снял 35 картин – и удостоен почти всех международных кинонаград.

Во многом благодаря Анджею Вайде мир узнает виды Варшавы – когда-то пыльные социалистические улицы, знаменитую высотку. Поколение за поколением он снимает Польшу и поляков. Когда 10 лет назад Вайде вручают Оскара, режиссёр отказывается говорить по-английски и просит организовать перевод. Объясняет это просто: "Я привык думать, что я говорю. А думаю я на польском".

Те самые улицы Варшавы. Конец 70-х. "Человек из мрамора" – далеко не первый его фильм, но это дебют зарождающихся бунтарских настроений и известной польской актрисы Кристины Янды.

"Анджей хотел показать человека из нового поколения поляков – поколения "Солидарности". Поколения, которое было готово идти вперёд, и не только стучать в двери, но и открывать их", – говорит об Анджее Вайде актриса.

Вайда сказал ей тогда: "Будь такой, сякой, какой хочешь! Ты должна привлечь внимание!". К системе и к человеку в ней. Сценарий 12 лет лежал на полке. Чтобы обойти цензуру, в плане писали одно, а на площадке была импровизация. Себя же режиссёр Вайда описывает так: я должен быть одновременно поэтом и сержантом.

"Мы вводились в очень жёсткий режиссёрский замысел, с уже готовым костюмами. Не могли отойти на миллиметр от текста, уже проверенного и выверенного им. Поэтому это была такая жёстокая работа с его стороны", – вспоминает об опыте работы с Вайдоу народная артистка России Елена Яковлева.

Это она говорит о "Бесах" на сцене "Современника". Достоевский – любовь Анджея Вайды, особая и особенная. Он ставил его на польском, английском с Мэрил Стрип, немецком, японском и, конечно, русском.

"Достоевскому я благодарен за многое, за лучшее понимание души человека. Мне иногда кажется, что я героев Достоевского лучше знаю, чем своих друзей, чем моих актеров, с которыми я делаю фильм или спектакль. В Польше всегда было место для русской литературы и для русского театра, для русского искусства", – убеждён Анджей Вайда.

Его "Катынь" о нашей общей истории. Во время съёмок все сосредоточены, выверяют каждую сцену, вдруг оператор замечает, что нужно по-другому затонировать дверь в декорациях. Вайда реагирует первым.

"Это был какой-то совершенно непонятный момент. Мы все стояли просто и смотрели, как Вайда очень аккуратно и очень тщательно, как профессиональный маляр, красил эту дверь. Потом, почти докрасив её до половины, он отдал кисточку, вернулся, сделал одно единственное замечание, и через три минуты прозвучала команда "Мотор". Понимаете, вот это – это режиссура", – с восхищением вспоминает об этом эпизоде на съёмках народный артист России Сергей Гармаш.

В следующем году Вайде – 85, но он считает: режиссёр должен работать стоя – сидящий режиссер "просаживает" фильм. Когда у простых поляков спросили: "За что они любят Анджея Вайду?", то они ответили: "Это живая легенда, которая не почивает на лаврах".