Удар по анимации: как "Гурвинек" попал в заложники

Ассоциация анимационного кино обратилась к владельцам кинотеатров с просьбой отказаться от бойкота мультфильма "Гурвинек. Вошебная игра". Ранее крупнейшие киносети не поставили "Гурвинека" в свой репертуар после решения Минкульта не выдавать прокатное удостоверение бельгийскому мультфильму "Королевский корги".

Ассоциация анимационного кино обратилась к владельцам кинотеатров с просьбой отказаться от бойкота мультфильма "Гурвинек. Вошебная игра".

Ранее крупнейшие киносети — "Синема Парк", "Формула кино", "Каро", "Киномакс", "Синема Стар" и целый ряд региональных сетей и независимых кинотеатров — не поставили "Гурвинека" в свой репертуар после решения Минкульта не выдавать прокатное удостоверение бельгийскому мультфильму "Королевский корги".

Ассоциация анимационного кино, в которую входят 49 крупнейших анимационных студий России, обратилась в Ассоциацию владельцев кинотеатров с открытым письмом.

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова выразила свою обеспокоенность ситуацией с мультфильмом "Гурвинек", над которым три года работали десятки мультипликаторов, а озвучивали народные и заслуженные артисты России Юрий Стоянов, Константин Райкин, Михаил Ефремов и другие звезды.

Она попросила прокатчиков вернуть мультфильм в сетку показа и выразила готовность к совместной работе по совершенствованию системы поддержки российского кино в широком прокате, создания системы прозрачных правил выхода в прокат анимационных проектов. Ирина Мастусова отметила, что уважает право кинопрокатчиков отстаивать свои интересы в диалоге с производителями и Минкультом и призывает избежать повторения подобных шоковых ситуаций в будущем. Тем более, что индустрия анимационного кино в России только встает на ноги и делает первые робкие шаги.

"Российским производителям необходима наша поддержка в сотрудничестве в вопросах кинотеатрального проката", — говорится в открытом письме Ассоциации анимационного кино российским кинопрокатчикам.

В итоге из-за бойкота "Гурвинек" за первые выходные в прокате собрал лишь 15 миллионов рублей. Независимые эксперты посчитали потери "Гурвинека" от бойкота кинопрокатчиков. Расчет оказался прост: если десять процентов кинотеатров дали сборы в 15 миллионов рублей, то премьера во всех кинотеатрах дала бы мультфильму сбор в 150 миллионов. А поскольку стартовый уикенд дает половину общих сборов, то мультфильм собрал бы 300 миллионов. Выходит, что "Гурвинек" претендовал на вполне "голливудские" сборы: 300 миллионов — это больше, чем у "Лего Бэтмена" (280 миллионов), "Рататуя" (264 миллиона) и "Смурфиков" (235 миллионов).

В Чехии "Гурвинек" вышел еще в 2017 году. При бюджете 385 миллионов рублей он заработал 170 миллионов чешских крон – это около полумиллиарда рублей.

Не считая "Трех богатырей", лишь три российских мультфильма в истории выучили более 300 миллионов. Это "Снежная королева 2", "Снежная королева 3" и "Фиксики". "Три богатыря" заработали 3,9 миллиарда из 7,3 миллиардов рублей сборов российской анимации.

Почему "Гурвинек" попал под удар, в интервью "России 24" рассказал автор и ведущий программы "Индустрия кино" Иван Кудрявцев. По его словам, кинотеатры в данном случае "выразили накопившееся давно раздражение", наказав мультфильм на 90 процентов сборов.


- Кинотеатрам пришлось в последний момент переверстывать расписание. Они рассчитывали на два мультфильма вместо одного.

"Сейчас потери сборов уже, к сожалению, не вернуть. Единственное, что все участники рынка могут как-то договориться о том, чтобы здесь пойти на мировую и хотя бы дать "Гурвинеку" выйти во всех кинотеатрах страны во второй уикенд, тем более, что в тех кинотеатрах, где он был показан, была очень хорошая заполняемость", — отметил Иван Кудрявцев.

"В целом бойкот против мультфильма "Гурвинек" не направлен, он направлен против практики внезапного переноса релизов, от которой кинотеатры, безусловно, страдают. Таким образом, речь скорее идет о проблеме несогласованности", — считает Кудрявцев.

В целом, по его мнению, "система поддержки российского кино — и на законодательном уровне, и на уровне практики — требует серьезной доработки".