Москва, 25 января - "Вести.Экономика" Вот уже несколько лет экономические показатели Ливана неуклонно ухудшаются. Страна с третьим по величине государственным долгом в мире по отношению к ВВП экономически сильно пострадала от снижения туризма из государств-членов Совета по сотрудничеству в Персидском заливе (в первую очередь Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов), а также финансового бремени, вызванного сирийским конфликтом и массовым наплывом беженцев.

В этой связи очень важным событием стало сделанное 21 января объявление Катара о намерении инвестировать до $500 млн в ливанские государственные облигации. Эти деньги, безусловно, стабилизируют ситуацию на рынке облигаций, который резко пошатнулся после намека ливанских чиновников о возможной реструктуризации долга уже в конце января. Пока неясно собирается ли Катар приобрести облигации в иностранной валюте или средства будут направлены в долговые обязательства в местной валюте.

Решение Катара было обнародовано на следующий день после состоявшегося в Ливане саммита Арабского совета по экономическому и социальному развитию, на котором эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани и президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз были единственными лидерами арабских государств.

Поскольку ни один другой монарх Персидского залива не приехал в Бейрут, заявление катарского эмира об инвестициях и встреча с президентом Ливана Мишелем Ауном были восприняты наблюдателями, как готовность Дохи помочь средиземноморской стране в период серьезных экономических и политических вызовов, отмечает Al Monitor.

По словам министра иностранных дел Катара Мохаммеда бин Абдуррахмана Аль Тани, его страна решила поддержать экономику Ливана по причине ∎глубоких связей между двумя братскими странами∎.

∎Мы желаем стабильности и процветания Ливанской Республике и ливанскому народу, а также скорейшего восстановления ливанской экономике. Регион нуждается в сильном и процветающем Ливане,∎ - заявил глава катарского МИДа.

Дипломатическое и экономическое наступление Дохи в Ливане происходит в то время, когда некоторые из последних действий Эр-Рияда в отношении Бейрута резко пошатнули позиции саудитов в Ливане. В 2016 г. Саудовская Аравия заморозила пакет помощи Ливану в размере $3 млрд из-за недовольства ролью ∎Хезболлы∎ в местной политической жизни. В 2017 г. Эр-Рияд потерял много сторонников в Ливане после загадочной силовой задержки премьер-министра Саада Харири в саудовской столице.

Как итог из-за ослабления влияния королевства в Ливане образовался вакуум, который стремится заполнить Катар. Власти в Дохе считают, что настало время позиционировать Катар как богатую и доброжелательную страну Персидского залива, которая предоставляет Ливану необходимую финансовую помощь без всяких условий.

Ливанская экономика, по мнению экспертов, для преодоления кризиса нуждается в первую очередь в глубоких структурных реформах. И хотя денежные вливания из Дохи кардинально не улучшат финансовую ситуацию, им очень рады в Бейруте. Как пояснил аналитик из MUFG Bank, инвестиции Катара ∎лишь отложат решение проблем в долгий ящик, поскольку проблемы Ливана - структурные∎.

Что касается мотивировки Катара (который по-прежнему бойкотируют его соседи в Персидском Заливе), то он стремится укрепить отношения с максимальным количеством стран на Ближнем Востоке и в мире, чтобы помешать Эр-Рияду и Абу-Даби превратить арабский эмират в государство-изгой. Катар намерен использовать свои огромные финансовые средства для инвестиций в арабские страны (Ливан, Иорданию, Ирак и Судан), которые поддерживают Доху на протяжении всего кризиса, полагают эксперты.

С точки зрения баланса сил в Персидском заливе и стремительно меняющейся геополитической ситуации экономическое и дипломатическое наступление Катара в Ливане указывает на явный провал организованной Эр-Риядом блокады. Напомним, что Саудовская Аравия недовольна тем, что Доха проводит независимую внешнюю политику, которая подрывает традиционную роль королевства, как главного хранителя консервативного порядка в суннитском арабском мире.

Как итог, спровоцированный саудитами кризис укрепил единство населения и властей Катара, а также сделал небольшое арабское государство более уверенным в себе на международной арене. По мнению катарцев, руководимая наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Саудовская Аравия ∎потеряла∎ Ливан и у Дохи появилась возможность занять ее место.