Москва, 5 июля - "Вести.Экономика" В последнее время все чаще можно встретить мнение крупного инвестора или эксперта из какого-нибудь известного банка о том, что мир стоит на пороге серьезного финансового кризиса. Об этом говорили уже и Сорос и аналитики в Bank of America Merrill Lynch и другие.

Олег Богданов, главный аналитик "Телетрейд Групп"

Кто-то сравнивает ситуацию с кризисом на emerging markets в 1998 году, кто-то с Великой депрессией 30-х годов прошлого века, а кто-то с последним ипотечным кризисом 2008 года.

Да, бесспорно, у всех кризисов есть схожие черты - резкий рост рисков и падение фондовых рынков, рецессия в экономике и т.д., но все-таки фундаментально кризисы существенно отличаются, в их основе лежат перекосы и диспропорции в различных сегментах экономики и финансового рынка. В 30-е годы это было перепроизводство и рост тарифов в мировой торговле. В 98 году в основе проблем на развивающихся рынках лежала большая внешняя задолженность, дефицит платежного баланса и несоответствие динамики активов динамике основных макроэкономических показателей. В 2008 году случилось "перепроизводство" недвижимости и сделок с недвижимостью, отсутствие должного контроля над ипотечными сделками банков привело к возникновению различного рода финансовых пузырей в сделках с ипотекой, в итоге, только резкое вмешательство центробанков смогло остановить крах всей мировой финансовой системы.

А что сейчас?

С моей точки зрения, сейчас проблема перешла на совершенно другой уровень. На уровень, который даже центральные банки не в силах контролировать.

Кратко эту проблему можно описать так - это несоответствие темпов роста мирового долга темпам роста благосостояния населения.

Согласно данным Банка международных расчетов (BIS) сейчас общий обьем государственного долга в мире составляет 63 трлн. долларов, весь мировой долг находится на уровне 237 трлн. долларов. Это на 70 трлн. долларов больше, чем было в 2008 году перед ипотечным кризисом (pre-Lehman).

Структура долгов выглядит так - 32 процента всех долгов принадлежит США, 19 процентов - Японии, далее идет Китай с 8 процентами, Франция,Италия и Германия по 4 процента, Британия 3,7%, потом около 2%. у Испании, Канады, Индии и т.д. Кстати, у России на этой большой долговой карте мира территория размером с Люксембург.

С другой стороны, по данным Credit Suisse обьем мирового богатства (Global Wealth ) к середине 2017 года составлял 280 трлн. долларов, с 2012 года он вырос на 16.7 трлн. долларов и достиг докризисного уровня (pre-Lehman).

Но! Рост богатства был в основном связан с ростом цен на различные финансовые активы, прежде всего акции и, как вы понимаете, это больше напоминает воздушные замки к "живым" деньгам отношение имеет небольшое, так как долг - цифра конкретная и живая, а капитализация - это вещь относительная. Таким образом, темпы роста долгов за последние 10 лет были около 35%, а богатство, даже учитывая рост рынков акций, увеличилось на 8 процентов.

Качество долгов за последние 10 лет тоже ухудшилось. В мире осталось только 11 стран с суверенным рейтингом AAA, а в США только две компании сохраняют наивысший рейтинг - это Johnson & Johnson и Microsoft . В США дефицит бюджета за 10 лет вырос в 5 раз, а соотношение долга к ВВП превысило 100%%., а в Еврозоне сейчас это соотношение выше чем в 2007 году на 20%.

В условиях, когда Центробанки развитых стран или ужесточают монетарноую политику, или собираются сворачивать стимулирующую проблемы растущего глобального долга будут все чаще напоминать о себе. Стоит вспомнить провалы на рынке госдолга в США, недавние проблемы с итальянскими облигациями. Очевидно, что финансовая конструкция, когда темпы роста доходов гораздо ниже темпов роста долгов обречена на коллапс. Остался один вопрос - когда?