Москва, 10 августа - "Вести.Экономика" 6 августа - день, когда турецкая лира рухнула до рекордного минимума в ответ на введенные администрацией Дональда Трампа санкции против Анкары из-за ареста американского пастора Эндрю Брансона - может стать ∎черным понедельником∎ для экономики Турции.

6 августа турецкая валюта упала до 5,11 к доллару, преодолев психологический барьер в 5 лир. Около полуночи она уже торговалась на уровне 5,42 к доллару.

На фоне всех этих событий президент Реджеп Тайип Эрдоган, которого можно назвать ∎верховным лидером∎ страны, так как он отвечает практически за все, появился на публике лишь один раз. По иронии судьбы Эрдоган в тот день встречался с высокопоставленным чиновником из Венесуэлы, которая, как известно, также переживает серьезный экономический кризис.

На фоне полномасштабной войны между США и Китаем турецкий кризис кажется малозначимым. Однако если разобраться в деталях, становится очевидно, что Вашингтон давит на Пекин и через его партнеров, а подход к каждому из них - индивидуальный.

Встреча Эрдогана с министром промышленности и национального производства Венесуэлы Тареком Эль Айссами получила широкое освещение в проправительственных СМИ Турции, поскольку визит состоялся вскоре после покушения на венесуэльского лидера и близкого друга Эрдогана президента Николаса Мадуро.

Отношения между двумя странами до такой степени близкие, что Мадуро решил присутствовать на церемонии инаугурации Эрдогана в Анкаре 9 июля, а после атаки Эрдоган сразу же позвонил своему венесуэльскому коллеге, чтобы выразить солидарность.

Сближает эти две страны еще и то, что виновником всех своих экономических и политических трудностей они называют Соединенные Штаты, отмечает турецкий журналист Ченгиз Чандар в своей статье для портала Al Monitor.

Наблюдая за стремительным обесцениванием турецкой лиры, некоторые пользователи социальных сетей, не без иронии, задают вопрос, может ли турецкий президент попросить экономический совет у венесуэльской стороны. Но вряд ли Каракас способен предложить Анкаре путь решения проблемы, так как сам не может преодолеть кризис. Сегодня инфляция в Венесуэле достигла невиданных 27 000%.

Годовой рост цен в Турции, который в прошлом году оценивался двузначной цифрой, также вызывает озабоченность у международных инвесторов и предвещает глубокий экономический кризис. В июне инфляция составила 15,39% - самый высокий уровень с 2003 г.

Динамика курса турецкой лиры в 2018 году

Тем не менее, Турцию нельзя сравнивать с Венесуэлой, несостоявшимся государством и страной-банкротом, откуда тысячи людей ежедневно бегут в соседнюю Колумбию. Правда, Турцию, как ни странно, все чаще и чаще упоминают в одном ряду с ее лучшим другом в Южной Америке.

Информационное агентство Bloomberg 22 июня - за два дня до выборов, которые еще прочнее зацементировали ∎единоличное правление∎ Эрдогана - предположило, что Эрдоган будет переизбран (что и произошло), но его политическое будущее будет зависеть от того, сумеет ли он добиться такого же роста экономики, который удерживал его у власти в течение 16 лет.

По мнению Bloomberg, логическим итогом экономической политики, которая игнорирует инфляцию и финансовый рынок ради роста, является крупномасштабный дефолт, необходимость во внешней финансовой помощи и даже национализация.

∎Экономист, который предпочел остаться анонимным, считает что, Турция может повторить судьбу Венесуэлы∎, - пишет Bloomberg.

В то же время другой известный турецкий экономист и финансовый эксперт Атилла Есилада сомневается в развитии подобного сценария, главным образом из-за того, что сам Эрдоган не допустит этого.

∎Он не будет реформировать, он не будет строить то, что необходимо для устойчивого будущего роста, но его чувство самосохранения не позволит Турции скатиться к кризису∎, - уверен Есилада.

Пугает многих наблюдателей усиливающий национализм и антиамериканизм. Турецкое общество в обвале турецкой лиры практически единодушно винит Вашингтон и отказывается видеть какие-либо ошибки в действиях Эрдогана.

Подлить масло в огонь может штраф в $20 млрд, который обещает наложить на турецкий банк Halkbank министерство финансов США. Если это произойдет, то бремя штрафа ляжет на турецкую казну, что может серьезно подорвать способность Анкары бороться с будущими финансовыми вызовами.

∎Турция не так сильна, как ей хотелось бы казаться. Либо Анкара немедленно освободит американского пастора и откажется от покупки российских С-400, либо ее ждут разрушительные для национальной экономики последствия∎, - заявил Ahval News другой анонимный эксперт.

И хотя слишком рано утверждать, что Турцию ждет судьба Венесуэлы, можно с твердостью говорить, что Турция все больше и больше похожа на ∎Венесуэлу Ближнего Востока∎.