Москва, 27 сентября - "Вести.Экономика" Самый вероятный кандидат на пост премьер-министра Ирака - Адель Абдул Махди, бывший глава Министерства нефти и Министерства финансов.

По итогам переговоров, в которых участвовала Хезболла, Махди пользуется поддержкой двух конкурирующих парламентских коалиций: альянса "Ас-Сайрун" шиитского проповедника Муктада аль-Садра и альянса "Фатх" Хади аль-Амири.

Амири возглавляет иракские Силы народной мобилизации, пользующиеся поддержкой Ирана. США одобряют нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади.

Борьба за создание нового кабинета министров в Багдаде действительно считается американо-иранской игрой, в которой каждый игрок стремится закончить игру в свою пользу. Для Тегерана Багдад - не просто столица в регионе.

"В иранском истеблишменте есть некоторые течения, которые считают, что они оказывают влияние в Ираке, возможно, в той степени, в которой они принимают решения от имени самих иракцев", - отметил иранский политолог Сиваш Фаллахпур.

Это не относится, например, к Сирии, заявил Фаллахпур. "Понятно, речь идет о чем-то, что выходит за рамки регионального влияния. Это имеет отношение к истории: со времени Чалдыранской битвы в 1514 году Иран пытается привлечь Ирак на свою сторону, и вот снова появилась эта возможность... после выхода США, который начался в конце 2007 года".

Очевидный компромисс между Сайруном и Фатхом, возможно, начался в Ливане, куда часто ездит Садр и откуда родом его семья. Иракский священнослужитель участвовал в важной встрече в начале сентября. Садр встретился с начальником Хезбаллы Хасаном Насраллы, к которому присоединился Касем Солеймани, командующий военным подразделением специального назначения Корпуса стражей исламской революции Силы "Кудс". После проведенных переговоров они приняли решение, что Махди станет кандидатом на пост премьер-министра. Главная цель трио - "предотвратить влияние США на правящий режим Ирака".

Помимо этого прошла беседа с высшим шиитским священнослужителем в Ираке великим аятоллой Али аль-Систани. Источник, пожелавший остаться неназванным, отметил: "Нынешнее политическое руководство показало недостаток мудрости в решении проблем. Поэтому оно лишается сторонников. Кроме того, партия Дава управляет страной последние три раунда выборов, наступило время перемен".

В заявлении 10 сентября Систани призвал к проведению выборов нового премьера-министра, компетентного и мужественного.

"Я не поддержу премьер-премьера, которого выберут из политиков, которые находились у власти последние годы", - отметил Систани.

По словам профессора Тегеранского университета Мохаммада Маранди, Систани не позволил США создать антииранское правительство в Ираке.

"США хотели пожертвовать интересами Ирака, чтобы уничтожить Иран. Аятолла Систани представил аргумент о том, что иракцам необходимо избавиться от прошлого, чтобы справиться с проблемами в стране, с которыми не справлялось прежнее правительство. В свою очередь, он смог помешать США создать очень опасную ситуацию в Ираке и попытаться усилить враждебность между Ираком и Ираном", - заявил Маранди.

Однако партия Дава провела важное заседание. 22 сентября партия попыталась объединить сторонников Абади и бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, чтобы укрепить позицию партии и восстановить инициативу по привлечению кого-то из Давы, кто мог бы стать кандидатом на пост премьер-министра. Пока неясно, достаточно ли будет усилий, чтобы что-либо изменить в компромиссе, который, похоже, достигли альянсы "Сайрун" и "Фатх".

Администрация Трампа уже начала усиливать давление на доверенных лиц Тегерана на Ближнем Востоке, реализуя жесткую стратегию против Ирана. После двух ракетных атак в начале этого месяца – одна была в аэропорту в Басре, где расположено американское консульство, а другая в зеленой зоне Багдада, где расположено посольство США, - Белый дом возложил за это вину на Иран и его иракских ополченцев, не представив никаких доказательств.

Отвечая на вопрос о планах США по противодействию иранскому влиянию в Ираке, Помпео заявил, что США "нужно правительство, которое будет иракским национальным правительством".

Ракетные атаки произошли, после того как агентство Reuters сообщило в августе, что Тегеран предоставил баллистические ракеты своим иракским прокси-силам, сославшись на иранских, иракских и западных чиновников.