40 долларов за баррель оказались неустойчивым равновесием. Коррекция цен на нефть завершилась именно на этом уровне, и котировки движутся вниз, задавленные потоком негативных новостей. Главное событие этой недели – конечно же, решение Саудовской Аравии ограничить проход танкеров, следующих в Иран, по ее территориальным водам. То есть если судну необходимо "завернуть" к саудитам, то потом оно не должно следовать в Иран. И, наоборот, если в маршруте значится Иран – будьте добры, обходите стороной гавани Саудовской Аравии и Бахрейна. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Николай Корженевский.
Это нарушает обычную логистику поставок. Теперь покупатели по сути должны выбирать, с кем они хотят работать. Несложно догадаться, что желающих портить отношения с саудитами пока не нашлось. Результат тоже прогнозируем. Объем нефти в танкерах, дрейфующих близ иранских портов, вырос с начала года уже на 10%. По оценкам компании Vineyard, в плавучих хранилищах находится уже более 50 миллионов баррелей нефти.
Конечно, это заслуга не только новых мер Эр-Рияда. Здесь сразу комплекс факторов, среди которых – обнаружившиеся сложности при попытках Ирана продать нефть за доллары. И, согласно сообщениям источников, Барак Обама подтвердил, что Штаты не готовы пока идти на послабление финансовых санкций в отношении Тегерана. Газета The Hill пишет, что такую позицию президент США обозначил на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне.
И все-таки действия Саудовской Аравии сейчас выходят на первый план. Они, на самом деле, хорошо согласуются и с традиционной геополитикой страны, и с ее стратегией по сохранению доли на глобальном рынке. Весь если можно защитить свой кусок пирога административными мерами, зачем использовать что-то еще. Несколько распоряжений правительства по поводу портов – это самый дешевый способ.
Эффективность его лишь предстоит оценить. Судя по ценам на нефть, инвесторы сомневаются, что Саудовская Аравия сможет серьезно навредить транспортным цепочкам. Иран итак давно экспортирует сырье совершенно автономно. Неожиданно возникшая проблема касается работы с европейскими контрагентами, восстановления связи с ними. Но никак не совокупного предложения нефти на мировом рынке в целом.
И это та причина, по которой стоимость барреля начала падать. Появляется все больше подтверждений того, что договориться по ограничению добычи странам Ближнего Востока не удастся. Кстати, тот же Эр-Рияд уже официально заявил: страна не будет участвовать в соглашениях по нефти, если Иран не примет на себя аналогичных обязательств. Об этом в интервью Bloomberg сказал заместитель наследного принца и министр обороны Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман. Естественно, существует абсолютно реальный риск, что Иран не войдет в число подписантов договора, который планируется заключить 17-го числа в Дохе. Увы, по мере приближения этой даты перспективы сделки становятся все более туманны.
Есть и другие знаки, на которые обращают внимание нервные инвесторы. Они, например, реагируют и на рост добычи в России. За март наша страна увеличила производство на 0,3%, до 10 миллионов 912 тысяч баррелей в день. Рынок начал спекулировать на то, что страна-инициатор соглашения сама же его нарушает. Это, конечно, не так. Ведь ядро соглашения – ограничение среднедневной добычи уровнем на конкретную дату, 11-е января 2016-го. Но в СМИ принято писать, что производство "ограничивается уровнем января" этого года, а дальше появляются вольности интерпретации.
Такая нервная реакция — конечно, последствия сохраняющегося избытка предложения нефти. Хорошие для сырья -"бычьи" — новости инвесторы в таких условиях игнорируют. Даже позитивные настроения последней недели на всех глобальных площадках обошли нефть стороной. Баррель тогда проторговывал район 40-ка долларов за баррель, несмотря на масштабную покупку риска почти в любом его виде.
Все это заставляет думать, что восстановление цен на нефть от минимума в 27 долларов было в первую очередь закрытием больших коротких позиций. Фиксировали прибыль и уходили с рынка те, кто играл на понижение сырья. А вот новых покупателей не хватает, чтобы сдвинуть котировки выше, так как предложение все еще превышает спрос. Какие-то существенные изменения настроений, вероятно, произойдут теперь уже лишь во второй половине года, когда обновятся инвестиционные планы крупных компаний. А до того мир продолжит жить в условиях перенасыщенного рынка и пессимистичных ожиданий.
Почему нефть больше не растет
























































































