Патриотизм как основное блюдо: в Красноярске открылось кафе "Президент"

В Красноярске открылось кафе, которое директора позиционируют как "суперпатриотичное". Название — под стать — "Президент". Триколор встречает посетителей у входа и дальше сопровождает постоянно. Даже коктейли на барной стойке — и те бело-сине-красные. Идея, конечно, похвальная. Если бы не одно "но".

В Красноярске открылось кафе, которое директора позиционируют как "суперпатриотичное". Название — под стать — "Президент". Триколор встречает посетителей у входа и дальше сопровождает постоянно. Даже коктейли на барной стойке — и те бело-сине-красные. Идея, конечно, похвальная. Если бы не одно "но": туалет в заведении вызывает вопросы. Называется "Блок НАТО". И вот одна лишь деталь из многих — портреты Меркель и Яценюка на стенах, плевать в них не возбраняется. Где-то уже такое было. В Киеве — на Майдане незалежности. Кафе "Каратель" под флагами батальона "Азов", где в меню заведения входили блюда "Славянка мясная от Кровавого пастора", телячьи почки "Циничный Бандера", шашлык "Красная угроза" и люля-кебаб "Новороссия". Может быть, заигрались красноярские рестораторы и переборщили, уподобились украинским коллегам-националистам?

Обои с олимпийской символикой из Сочи и неизменный гимн России ровно в полночь. Патриотизм в красноярском кафе "Президент" подают в качестве основного блюда. Портреты главы государства в зале повсюду. Из фотографий первого лица даже сделали коллаж в форме сердца, дабы у посетителей не осталось сомнений относительно политических предпочтений хозяев заведения.

Кстати, о хозяевах. Директор кафе – сибирячка Светлана Лаутман. Конечно же, патриотка. Три года училась в Америке по специальности "руководитель крупного и среднего бизнеса", параллельно накапливая любовь к Родине. Вернувшись в Россию, решила этой любовью поделиться с соотечественниками.

"Наше фирменное блюдо — конечно же, салат "Президент", — рассказывает Светлана. — Это и самая дорогая позиция в нашем кафе. Оно стоит 225 рублей. В салате "Президент" каждый найдет что-то свое".

Для гостей заведения, у которых эмоции, как и у хозяев, бьют через край, оборудовали комнату с интригующим названием "Блок НАТО". За дверью скрывается ни что иное, как уборная. И здесь на стенах уже совсем другие герои — Обама, Порошенко, Кличко. Из реквизита — черный маркер, на случай, если вдруг кому захочется дополнить образы политиков, используя свои художественные наклонности. Плюс придверный коврик с изображением флага США и абсолютный хит – туалетная бумага с портретом американского лидера. В связи с этим место, куда даже тот же "президент пешком ходит", стали чаще посещать не по нужде, а из-за банального любопытства.

Смелый маркетинговый ход сразу вызвал раскол среди красноярских гурманов. Одни стали завсегдатаями кафе, а другие скромно замечают, что "быть патриотами и при этом тут же нарушать законы своей страны – как минимум, нелогично". Намекая, тем самым, на 282-ю статью Уголовного кодекса "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".

"Использовать изображение гражданина можно только с его разрешения, — отмечает адвокат Игорь Симонов. — Если же в результате какого вмешательства, каких-то дорисовок, добавлений, искажений, получается так, что люди воспринимают это с какой-либо насмешкой, или это выглядит оскорбительно, то, безусловно, здесь кроме нарушения права на использование изображения гражданина еще добавляются действия, которые направлены на распространение информации порочащей честь, достоинство и деловую репутацию".

Справедливости ради, кафе "Президент" все же не на все сто процентов придерживается патриотического стиля. Чехлы на диванах пестрят надписями "hello", а в меню, помимо сибирских пельменей, – картофель-фри и Coca-Cola. Вскоре обещают получить лицензию на алкоголь и предлагать гостям коктейль "Триколор". Состав его вполне интернациональный: русская водка, плюс заморские сиропы – Grenadine и Blue Curacao. Правда, водка, все же сверху. Стоить рюмка будет всего 120 рублей.

"Мне кажется, это все больше рассчитано на достаточно непритязательные вкусы посетителей, — рассуждает маркетолог Самвел Аветисян. — Скорее всего, и судя по среднему чеку, наверное, туда будут приходить люди с точки зрения потребительской культуры не самые образованные".

Эксплуатировать различные политические настроения в обществе для продвижения своего бренда – прием старый, а маркетинг и этика, как известно, понятия далеко не всегда совместимые. Зачем терзаться сомнениями, если от посетителей нет отбоя?

Однако создатели кафе "Президент" замахнулись не только на желудки красноярцев, но и на их умы. На самом видном месте в своем заведении они повесили плакат с воззванием: "А что ты сделал для России?". Тем самым, видимо, утверждая, что, по их мнению, собственную программу минимум настоящего патриота они уже выполнили.