Вечная музыка в древней Пальмире: грандиозный концерт в освобожденном городе

Читать Вести в MAX
Весь мир на этой неделе облетели потрясающие кадры из сирийской Пальмиры: симфонический оркестр Мариинского театра дал уникальный концерт на руинах древнего города. Пальмира почти год была в руках террористов ИГИЛ, пока в марте ее не освободили при поддержке военно-космических сил России.

Весь мир на этой неделе облетели потрясающие кадры из сирийской Пальмиры: симфонический оркестр Мариинского театра дал уникальный концерт на руинах древнего города. Пальмира почти год была в руках террористов ИГИЛ, пока в марте ее не освободили при поддержке военно-космических сил России.

Хозяйничая в одном из старейших городов планеты, упомянутом еще в Ветхом Завете, боевики целенаправленно уничтожали его памятники, но разрушить все не успели. И концерт "С молитвой о Пальмире" стал символом возвращения к жизни. Возвращения, которое за свою многовековую историю город переживал не единожды.

Вечная музыка лилась над оскверненным террористами вечным городом, над взорванными колоннадами и разрушенными храмами. И казалось, эти пронзительные звуки в терракотовой сирийской пустыне исцеляли и тысячелетние камни, и израненные войной людские души.

Грандиозное действо развернулось не на самой сцене, а на нижнем уровне античного театра. По-гречески — "орхестре", где на специально установленном помосте всемирно прославленный коллектив Мариинки словно соединял уходящей к богу музыкой невидимую ткань эпох.

"Дорогие друзья! Я никогда не думал, что буду выступать здесь, в Пальмире, в этом замечательном древнем амфитеатре. Мне трудно передать чувства, которые испытываем и я, и мои коллеги-музыканты, и все, кто организовывал концерт. В музыке, которая прозвучит сегодня, — наша душевная боль и протест. Протест против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники мировой культуры и устроивших здесь место массовых казней.

Но в этой программе также музыка, выражающая особое чувство оптимизма и надежды. Наш концерт в истерзанной Пальмире — это призыв к миру и согласию, это призыв ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом и терроризмом", — обратился к зрителям художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев и затем по прямой связи передал слово президенту России Владимиру Путину.

"Уважаемые представители правительства Сирийской Арабской Республики, уважаемый маэстро Гергиев, уважаемые музыканты Санкт-Петербургского Мариинского театра, исполнители, послы ЮНЕСКО, ученые! Дорогие жители Пальмиры! Спасибо вам всем за удивительную гуманитарную акцию — концерт в освобожденной от террористов Пальмире.

Рассматриваю ее как знак благодарности, памяти и надежды. Благодарности всем, кто борется с терроризмом, не жалея своей жизни. Памяти обо всех жертвах террора, независимо от времени и места преступления против человечности. И, конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление всей цивилизации от этой страшной заразы — международного терроризма. А для этого необходимо, чтобы любой успех воспринимался, как общая победа. И любая жертва террора воспринималась, как личная утрата и личная боль. Только такое отношение к этому абсолютному злу поможет нам окончательно его победить.

Понимаю, что сегодняшняя акция сопряжена для всех ее участников с большими бытовыми неудобствами и опасностями — опасностями пребывания в воюющей стране, да еще и в непосредственной близости от непрекращающихся боевых действий. Все это требует от вас большого напряжения сил и личного мужества. Большое вам за это спасибо!", — завершил свое обращение российский президент

Зрители, разместившиеся на истертых эпохами ступенях-скамьях, слушали президента. Это российские саперы, что разминировали древний город, сирийские солдаты, его освобождавшие, немногочисленные пока жители города. Те, кто уже вернулся в свои дома, сильно пострадавшие от войны.

Город тысячи имен и тысячи эпох, упомянутый еще в Ветхом Завете, который арабы знали как Тадмор, а арамеи — как Тедмурта, был языческим и был христианским. Был городом-полисом и столицей Пальмирской республики. Был частью Римской, Византийской, Османской империй. Видел великих царей, дервишей, святых и мистиков-суфиев. Пальмира — не просто город с историей. Это фундамент мировой человеческой культуры, один из архетипов восприятия человечества в непрерывности эволюционного развития. Но новые варвары решили навсегда стереть историю великого города и сам город с лица земли.

Захватив Пальмиру 20 мая 2015 года, джихадисты уже в июне снесли трехтонную статую Льва Аллата. В августе взорвали храм Баалшамина, возведенный в I веке нашей эры и другой, не менее древний храм, — Бэла. В сентябре уничтожили три гробницы II века и башню Элабела. А в октябре разрушили символ Пальмиры — Триумфальную арку II века нашей эры — ту самую, что была помещена на обложку советского, а потом и российского учебника истории Древнего мира.

В послевоенной истории Пальмира стала единственным городом, который понес столь масштабные культурные потери. И дело не только в гигантских разрушениях, но и в утере сотен древних артефактов, которые были проданы на черных рынках. Теперь эти храмы и памятники придется восстанавливать, и уже совсем скоро этим займутся сотни архитекторов и реставраторов со всего мира. Концерт стал еще и призывом к международному сотрудничеству по восстановлению Пальмиры, и он был услышан. В разрушенный город приехала делегация постпредов ЮНЕСКО. Они обсудили конкретные шаги по восстановлению города.

"Потери, конечно, большие. Но их, слава богу, меньше, чем казалось. Пальмира должна стать символом победы добра над злом. Пальмира победила. Добро победило. Это также подвиг музейщиков и подвиг культуры", — прокомментировал Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Акты грабежа и вандализма сопровождались публичными расправами над захваченными в плен сирийскими военными и мирными жителями. Видеозаписи боевики выкладывали в интернет. В древнем амфитеатре от рук джихадистов принял мученическую смерть 82-летний смотритель античного комплекса Халед Асад.

Операция по освобождению Пальмиры началась в марте этого года. ВКС России наносили удары по позициям и коммуникациям террористов ИГИЛ (запрещена в РФ)близ древнего города. Особое внимание было уделено сохранности древних памятников — как и 70 лет назад, когда Красная Армия сохранила человечеству Прагу и Вену, Будапешт и Краков.

В боях за освобождение Пальмиры пал смертью храбрых российский офицер Александр Прохоренко. И торжественный Бах, и величественные симфонии Щедрина и Прокофьева в древнем амфитеатре, где прославляли античных героев, в этот день звучали в том числе и в память о российском офицере.

Сразу после освобождения города президент Путин отдал распоряжение о разминировании города, и уже в апреле российские войска провели масштабную операцию по разминированию исторической части Пальмиры. Были обезврежены более трехсот тысяч боеприпасов на площади в 243 гектара. История знает мало случаев, когда памятники культуры разрушались во имя разрушения, разрушались из принципа — чтобы уничтожить культуру.

Концерт в освобожденной Пальмире был не только событием торжества культуры, но и сложнейшей технической операцией. Трансляция прямого телемоста с президентом и сам концерт, на который сначала воздухом, а потом семь часов на грузовиках по пустыне было доставлено более ста тонн оборудования, проходили в зоне боевых действий, в нескольких километрах от позиций боевиков.

"ВГТРК сразу поддержала идею Валерия Гергиева организовать здесь концерт симфонического оркестра Мариинки. Должен сказать, это была самая тяжелая трансляция из тех, что проводились на моей памяти вообще. Готовили ее более ста человек. И это действительно огромная, почти нечеловеческая работа. Я благодарю всех, кто приехал сюда сегодня. Но особенно — наших российских военных, без которых невозможно было бы организовать то, что сегодня видели миллионы зрителей в нашей стране и за рубежом", — сказал генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев.

И вечная классика, что плыла над знаменитой пальмирской улицей и уплывала за древние колонны с капителями Великих колоннад, окутывала Тетрапилон, сооруженный из гранитных монолитов. Целую трибуну на концерте заняли делегации журналистов — представителей более ста ведущих мировых агентств и телеканалов.

Маленький античный амфитеатр в сердце сирийской пустыни на этот час стал местом, откуда вся планета услышала послание добра и мира. И дирижерская палочка маэстро Гергиева, так легко взлетавшая в жарком сирийском небе, выглядела символом надежды, символом вечности культуры и всепобеждающей силы любви, которая снова оказалась сильнее.