Украинская премьериада: слабая драматургия и ночное рандеву

16 апреля исполнился год со дня жестокого убийства очень яркого украинского писателя и журналиста Олеся Бузины. Его убили за слово. Олесь Бузина был, пожалуй, самым мощным талантом Украины в своем поколении.

Автор: Дмитрий Киселёв

16 апреля исполнился год со дня жестокого убийства очень яркого украинского писателя и журналиста Олеся Бузины. Его убили за слово. Олесь Бузина был, пожалуй, самым мощным талантом Украины в своем поколении.

Двоих подозреваемых в убийстве — Андрея Медведько и Дениса Полищука — арестовали спустя два месяца. Но уже в декабре прошлого года их из тюрьмы отпустили. Украинский суд решил, что им достаточно и домашнего ареста. На выходе из следственного изолятора толпа диковатых националистов качала вероятных убийц.

Следствие по делу об убийстве Олеся Бузины вяло продолжается, но пока света в конце тоннеля не видно. Принцип безнаказанности для подобных преступлений на Украине сохраняется.

Автор: Елена Ерофеева

Первый сезон премьериады украинцы досмотрели до конца. Драматургия слабая. Вокруг премьерского табурета было много шума в прессе, но большая политика, как большие деньги, любит тишину. Все решения принимали тайно в администрации президента на Банковой под покровом ночи.

Ночное рандеву Яценюка и Авакова: после встречи "стратегической семерки" они неторопливо прогуливаются по старому городу. Пафосная процессия провожает Арсения Петровича в последний премьерский путь. Заявление написано. Решение принято. Яценюк избавляет от себя страну.

Вместо позорной отставки за отвратительную работу Яценюку позволили уйти с гордо поднятой головой. Депутаты аплодировали стоя. Второй раз встали, когда в зал вошел Порошенко. Президент выглядел неважно. Дежурно вручил Гройсману цветы. В своем докладе не сказал ни слова о провальной работе кабинета министров Яценюка.

"Важно, что мы не допустили беспорядка и при этом сохранили завоеванную Майданом демократию. Это то достояние, которое коренным образом отделяет Украину от России и приближает к Европе", — заявил Порошенко.

Владимиру Гройсману — 38. Он самый молодой премьер в истории Украины. Консервативный политик, хозяйственник. Как считают политологи, не способен на большие прорывы, но сможет обеспечить стабилизацию. От него ждут экономического прагматизма. При этом он останется ширмой для олигархов.

"Когда мы смотрим на западные границы нашей страны, видим там успех, высокий уровень жизни. Позор всем тем, кто за 24 года не добился дать людям возможность жить по-человечески. Я вам покажу, что такое управление государством!" — заверил Гройсман.

Когда он пересел в правительственную ложу, место спикера занял Андрей Парубий. Он охвачен антироссийским психозом. Утверждал, что его хотят похитить и вывезти в Россию. Грозился сжечь сотню российских танков, если Штаты помогут. Он лично в прошлом году вел переговоры с представителями Пентагона о поставках на Украину американского оружия.

"Мы нуждаемся в поставках летального и нелегального вооружения. Мы надеемся, что эту поддержку получим", — сказал Парубий.

Украинские радикалы, которые и так чувствуют себя безнаказанно, ликуют. И устраивают новые погромы. Забрасывают дымовыми шашками здание Россотрудничества. Требуют свободу убийце Савченко.

После "революции достоинства" любовь к Родине теперь ритуально связана с ненавистью к России. За любовь к России убивают. Украинский писатель Олесь Бузина выступал за мир, но ему объявили войну.

"Я стараюсь делать все для того, чтобы убедить общество и украинское правительство, что война — это не выход. Нужно остановиться, потому что нет ни одной гражданской войны, которая бы рано или поздно не заканчивалась. Но сам себе я сказал: я масла в огонь не подливаю", — говорил Бузина.

Он называл войну "кровавой прививкой" для поколения, которое не видело Великой Отечественной, не участвовало в афганской. Бессмысленно. Жестоко. Неправильно. Но докричаться до власти не мог. Четыре выстрела в спину заставили его замолчать.

Годовщина убийства прошла незамеченной. Помянули только родные и близкие друзья. Валентина Павловна Бузина разговаривает с сыном, как с живым. Поправляет покосившиеся венки. Читает записки, что оставляют на могиле писателя.

"Конечно, я понимала, что он ходит по лезвию. Я очень верила в украинцев. Я представить себе не могла, что можно расправиться с человеком, который не прятал своих взглядов", — сказала Валентина Бузина.

Он не воспринимал Украину как жертву российской агрессии. Называл русских, украинцев и белорусов братьями. И доказывал это в своих книгах.

"Есть последняя книга Бузины, за которую его и пытались убить. Называется она "Воскрешение Малороссии". Восприятие Малороссии в Олесиной трактовки они уже не смогли простить: стреляли в Олеся, а запугивали всех остальных", — отметил политолог Владимир Скачко.

Год спустя убийцы так и не наказаны. Арест подозреваемых — радикальных националистов Дениса Полищука и Андрея Медведько — сопровождался уличными протестами. И судья отступил.

"Дело близко к развалу. Обоих подозреваемых выпустили из-под стражи. Ключевые члены следственной группы уволились", — рассказал журналист Игорь Гужва.

С депутатом-регионалом Олегом Калашниковым расправились за несколько часов до убийства Олеся Бузины 15 апреля 2015 года. Отставного офицера военной разведки застрелили на пороге собственной квартиры. Он возвращался из типографии, где заказывал листовки ко Дню Победы.

"Он всегда говорил: ты береги мои мозги. Я работаю головой, ты же знаешь. Я же руками ничего делать не могу. И вот эти его мозги мы собирали своими руками на лестничной площадке", — вспоминает вдова политика Ольга Калашникова.

Они оба предчувствовали такой исход. Все время жили в напряжении. Калашникову угрожали на улице, в соцсетях. Но уезжать из страны он категорически отказывался. Возглавил антимайдан и верил, что все еще наладится.

Рабочий стол и папка с неоконченными делами. Олег Иванович возглавлял воинский Союз. Пытался сохранить историю, от которой киевский режим позорно избавлялся. Вычеркнутый из украинского календаря День защитников Отечества он отмечал демонстрациями. А в День Победы выводил на Крещатик ветеранов.

В деле об убийстве Калашникова до сих пор нет даже подозреваемых. Следствие топчется на месте. Между тем в расстрельном списке репрессированных — уже новые имена фамилии. В начале марта убит адвокат Юрий Грабовский, который защищал россиянина Александрова.

Политический "конвейер смерти" остановится, когда на Украине кардинально поменяется власть. Но первые заявления нового премьера не оставляют надежды. Все будет по-прежнему, если не станет хуже. Пока Гройсман раздувает штаты и раздаёт своим винницким друзьям по креслу. В кабмине будет создано Министерство по делам АТО. Это значит, что Украина не собирается прекращать войну.