В Ливии начались переговоры о создании единого правительства


фото EPA

Впервые с 2011 года, когда в результате военной операции был свергнут режим Муаммара Каддафи, в Ливии может появиться единое правительство. Если это произойдет, двоевластие в стране будет ликвидировано, однако для этого оба конкурирующих правительства должны дать свое согласие. Возможно ли это?

В Ливии начинается обсуждение плана по созданию единого правительства, который в случае своего воплощения должен положить конец анархии, царящей в стране с 2011 года, когда в результате гражданской войны повстанцы при воздушной поддержке стран НАТО свергли режим Муаммара Каддафи, попутно убив самого диктатора.

План был разработан ООН: теперь его должны принять два конкурирующих правительства, каждое из которых претендует на полновластное управление всей Ливией, однако по факту контролирует лишь ее часть. Первое, международно-признанное правительство располагается на востоке страны, в городе Тобрук недалеко от египетской границы.

Конкурирующее правительство, сформированное партией "Рассвет Ливии" контролирует столицу Триполи и ряд других населенных пунктов. При этом второй по численности город Бенгази уже более года находится под контролем местных исламистских группировок, а родина Каддафи – город Сирт, а также часть побережья Средиземного моря и вовсе оккупированы африканским отделением террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Согласно плану ООН, парламент, заседающий в Тобруке, должен стать нижней палатой парламента, в то время как из непризнанного парламента в Триполи будет сформирована верхняя палата – так называемый Государственный совет. Кроме того, из представителей обеих палат предполагается сформировать правительство национального единства, главной задачей которого станет консолидация различных территорий под единым административным контролем.

Уже сейчас этот план вызывает многочисленные нарекания, причем, с обеих сторон. Во-первых, еще до начала переговоров о формировании единого кабинета министров разгорелись споры о его будущем составе. Речь, в частности, идет о портфеле министра обороны, перед которым будет стоять задача взаимодействия с многочисленными группировками, отказавшимися разоружаться после победы революции, а также борьбы с "Исламским государством".

Тобрукское правительство, скорее всего, выдвинет на этот пост генерала Халифу Хафтара, который занимает этот пост на востоке страны. Однако очевидно, что его кандидатура ни при каких обстоятельствах не будет одобрена на западе, где существует стойкая неприязнь по отношению к Хафтару из-за его службы под началом Муаммара Каддафи. Если сторонники Хафтара будут настаивать на его назначении, переговоры могут закончиться, не начавшись.

Не менее важной проблемой является безопасность будущего кабинета. Теоретически он мог бы заседать в Триполи, однако это сопряжено с большим риском: за неполных пять лет, прошедших с момента смерти Каддафи, в Триполи неоднократно происходили захваты и поджоги административных зданий, и даже кратковременный захват премьер-министра в заложники.

Однако главной проблемой, с которой предстоит столкнуться единому правительству, если оно, конечно, будет сформировано, является угроза со стороны "Исламского государства", причем, речь идет не только об угрозе терактов, но и о борьбе за поддержку населения, уставшего от нестабильной и бесконечного вооруженного противостояния.

"Это правительство должно заполнить вакуум, — уверен посол ООН в Ливии Мартин Коблер. – Если политики день и ночь говорят о проблемах, но ничего не делают, такие [группировки] как ДАЭШ ["Исламское государство"] будут использовать этот вакуум для распространения своего влияния".